С другой стороны, когда Кэл Шкалак стал чемпионом на конкурсе "Мисс Вселенная" в 1976 году, это было достигнуто скорее за счет невероятного развития мышечной массы, чем за счет симметричного развития, как у Фрэнка Зейна.

В 1980 году я вернулся к соревнованиям и победил на конкурсе "Мистер Олимпия" в Сиднее. Трудно было поверить, что соперничество может достичь такого размаха или что мне придется выдержать столь жесткую конкуренцию с культуристом низкого роста, каким был Крис Дикерсон. Повсюду я видел примеры когда-то немыслимого развития отдельных групп мышц - от бедер Тома Платца до широчайших мышц спины Роя Каллендера, - умопомрачительную рельефность, невероятную плотность. Моя карьера была более долгой, чем у большинства культуристов (отчасти в силу того факта, что я начал тренироваться еще в ранней юности), но в 1970-х годах растущая популярность бодибилдинга означала, что многие из звезд 60-х должны активно участвовать в соревнованиях, чтобы отстоять свои титулы против новых претендентов.


Фрэнк Зейн
Фрэнк Зейн


Робби Робинсон
Робби Робинсон

В 1970-х годах также возрос интерес к Международной ассоциации бодибилдинга как главной организации, объединяющей культуристов. Под руководством ее президента Бена Вейдера МФБ ныне включает более ста стран-участниц и стала шестой из крупнейших мировых спортивных федераций. Кроме того, конкурс на титул "Мистер Олимпия" теперь считается высшим профессиональным чемпионатом по культуризму, который можно сравнить с Уимблдонским теннисным турниром и открытым чемпионатом США по гольфу.

"ЛЮДИ, КАЧАЮЩИЕ ЖЕЛЕЗО"

Одним из факторов, оказавших наиболее сильное влияние на бодибилдинг в 1970-е годы, была книга "Люди, качающие железо", по которой впоследствии был снят фильм. Чарльз Гейнс и Джордж Батлер выбрали тему, о которой большинство людей не знало практически ничего, и сделали одной из самых горячо обсуждаемых в течение следующих десяти лет. Впервые широкая публика получила некоторое представление о том, что такое бодибилдинг и чем занимаются культуристы. Гейнс и Батлер смогли привлечь внимание людей к спорту, который долгое время находился в тени из-за кривотолков и неведения. Успех книги "Люди, качающие железо" не только придал моей карьере мощный толчок и помог культуризму пробиться в сетку спортивного вещания и крупнобюджетные кинофильмы, но также способствовал триумфальному переходу бодибилдинга из гимнастических залов при школах и университетах в такие культурные центры, как Оперный дворец в Сиднее и Музей Уитни в Нью-Йорке. Фотографии культуристов появились на бесчисленных журнальных обложках, а о бодибилдинге был написан ряд книг, которые впоследствии стали бестселлерами.

БОДИБИЛДИНГ В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ И ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ

Когда-то во время соревнований на титул "Мистер Олимпия" мне противостояло не более двух-трех опытных участников. В 1980 году на сцену конкурса вышли Фрэнк Зейн, Крис Дикерсон, Бойер Коу, Кен Уоллер, Майк Менцер, Роджер Уолкер, Том Платц, Самир Банут, Рой Каллендер и многие другие. Такой парад талантов был бы немыслимым в 1968 году, хотя Серджио Олива, Ларри Скотт, Peг Парк или Гарольд Пул в своей лучшей форме выглядели бы не менее впечатляюще даже в 1980 году.


Позирование с Бойером Коу и Фрэнком Зейном на конкурсе
Позирование с Бойером Коу и Фрэнком Зейном на конкурсе "Мистер Олимпия" 1980 г.

Вскоре стало ясно, что достигнутый размах соперничества между лучшими из лучших сохранится и в будущем

назад далее