Кроме того, классическая Хатха-йога, регенерируя психосоматику, обеспечивает в процессе занятий асанами наработку предмедитативного состояния. «Какого-либо динамического применения силы следует всячески избегать, общая установка на расслабление вообще достаточно характерна для йоги. В каждой асане задействована та или иная внутренняя структура, которая требует только минимальной затраты энергии. Обучение асане представляет собой совершенствование сенсомоторной регуляции, так что снижение мышечной активности будет отражением роста мастерства в Хатха-йоге» («Физиологические аспекты йоги», 1999, с. 24, 45, 47). Реализуемая в таком ключе практика вызывает концентрацию внимания, которая на Западе понимается совершенно по-иному - как сведение восприятия в фокус и волевое удержание его на одном месте (объекте). ССС утверждает, что истинная концентрация внимания может быть только спонтанной, и возникает в полностью расслабленном теле и сознании. Иными словами, главное, с чем следует целенаправленно и сознательно работать в йоге - это молчание ума, только при этом возникает феномен самонастройки.

Все в этом мире взаимосвязано, и древние это знали. Цель йоги изначально была и остается одной и той же: это последовательное налаживание контакта (коммуникации) сначала со своим телом, а затем и с бессознательным, отсюда, скорее всего, одним из вариантов перевода слова «йога» и является термин «единство».

«Йога, или психофизиологическое совершенствование представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела» («Лезвие бритвы», стр. 624).

Природа устроена так, что на всех уровнях организации время работает против жизни


назад далее