Как только форма асан и растворение ощущений более-менее освоены и превратились в автоматизм, акцент в практике может быть перенесен с мышечной релаксации на ментальную.

Обычно наша двигательная активность реализуется в пределах стандартного диапазона суставно-связочной мобильности, однако, цель Хатха-йоги – систематический выход к этим границам. Для начала уясним, чем отличается обращение с телом в йоге от типовой физической активности.

Во-первых, практика асан – это деятельность, не представленная в опыте человека Запада.

Во-вторых, адресатом или областью приложения этой активности является не окружающий мир, но только собственное тело!

В третьих, асаны - это воспроизведение канонических форм, каждая из которых (традиционно их восемьдесят четыре) имеет название и легенду происхождения. Тело практикующего одновременно и субъект, и объект действия.

В четвертых, при выполнении асан сознанию (вниманию) незачем контактировать с окружающим миром, оно направляется только на тело. Внимание меняет направленность с внешней на внутреннюю, что значительно сужает его объем, а также количество и разнообразие воспринимаемой информации.

В пятых, поскольку вместо множества одновременно контролируемых объектов и/или процессов остается только тело, тонус сознания автоматически  падает.

В шестых, при выполнении асан напрямую задействуется одна из системных констант - гибкость. По упорству в достижении целей люди подразделяются на сильный и слабый типы характера. Первый способен к долгим систематическим усилиям и самоограничению, он скрупулезно делает асаны «как в книжке» - если уж принял ее за основу. Но при освоении йоги люди подобного склада нередко заходит в тупик, упорно действуя на основе обыденного опыта, который в йоге неприменим.


назад далее