Одним из условий любого локального порядка является тот факт, что рано или поздно этот порядок исчерпывается. С момента появления индивида на свет погрешность процессов жизнеобеспечения непрерывно нарастает, и лишь практикой Хатха-йоги (либо цигун и зыонг-шинь) стандартная скорость прироста энтропии заметно тормозится.

«Для создания сверхсложной организации можно работать… надлежащим образом немного варьируя константы внешней среды. Это – путь йоги. Каким образом возбуждать в среде желаемые структуры из спектра возможных (получать нужные результаты – В.Б.) или – что более важно – инициировать процессы спонтанного нарастания сложности? В восточном мировидении… присутствует понимание нелинейности связи между причиной и следствием, между действием и результатом. Эффект может быть противоположен приложенному усилию. Малым, но правильным усилием можно, фигурально выражаясь, «сдвинуть гору»…» («Основания синергетики», с. 110 – 111).

Обратимся к новейшей истории йоги в России. Крах Империи и грянувшая в одночасье свобода привлекли сюда огромное количество «просветленных» самозванцев (Сахаджа-йога, Брахма кумарис и т. д.), стремящихся к такому варианту благоденствия, где именно они будут контролировать остальное недоразвитое духовно большинство.

Ситуацию, возникшую в результате упразднения цензуры, охарактеризовал М.Швыдкой в статье «Смежили очи гении...»: «Доступность культурных ценностей обнаруживает неистребимый дилетантизм. Всем находится место под солнцем - постмодернистам и соцреалистам, сюрреалистам и традиционалистам, розовым, голубым, красным и даже коричневым... Каждый работает сам по себе и ведет борьбу сам с собой - если хватает сил


назад далее