«Равновесием именуется йога» («Бхагавадгита»), этим все сказано. «Твердое владение чувствами – это считают йогой» («Катха-упанишада», 3, 11).

Сегодня околоспортивный экстрим поразил цивилизацию, как чума, уже возникли международные организации суррогатной йоги, проводящие соревнования по так называемым «асанам». Мало того, что организации эти навязывают людям свое толкование йоги, они еще плодятся, как грибы, подминая под себя все, что так или иначе связано с интересом людей к предмету. Между пропагандируемым этой «йогой» «совершенством» и присущей индивиду завершенностью есть огромная, хотя и трудноуловимая для дилетантов разница. Как отмечалось выше, любое положение тела, по форме не отличимое от йоговской асаны, может, по состоянию сознания, вовсе асаной и не быть! Справедливо и обратное утверждение: любая форма тела, сохраняемая в молчании ума, возникшем как следствие пребывания в этой форме, есть асана.

Еще во времена СССР на одном из семинаров Фаеку Бириа был задан вопрос: - Реально ли заниматься по курсам, предлагаемым «Йога дипикой»? Он мгновенно ответил: - Никогда! Эта книга- горизонт, она написана для людей с такими же физическими данными, как у самого учителя, обычного человека это просто убьет.

Недаром в последнем бестселлере Б.К.С.Айенгара «Yoga. The path to holistic health»  («Dorling Kindersley», London, 2001, 416 p.) приведено около шестидесяти поз, а все великолепие «Прояснения йоги», слепящее незрелые умы, упразднено за вредностью.

С тех пор как йога Айенгара распространилась по России, я не встречал среди ее апологетов ни одного, кто по уровню сложности сравнялся бы с основателем, кроме того, стремление к чужой гибкости – банальная ошибка, которая зачастую слишком дорого стоит.


назад далее