Когда полное расслабление в асанах освоено, разрядка вытесненного частично происходит через тело, иногда выражаясь спонтанной активностью именно этого уровня. Если нервно-эмоциональные состояния до какой-то степени могут быть утилизированы движением, то есть и другая закономерность: мышечная нагрузка, накладывающаяся на нервно-эмоциональный «перегрев», способна его усиливать! Именно поэтому Айенгар подчеркнул когда-то в приватной беседе: «Любое движение йоги должно выполняться без возбуждения этим движением». Очень жаль, что среди его российских последователей данный постулат так и остался не востребованным.

Бернштейн дает гениальную формулировку: «Там, где есть развитие, каждое последующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи (асаны как таковые - В.Б.), а процесс решения (такое выполнение асан, которое ведет к ЧВН), от раза к разу улучшая средства» («Биомеханика и физиология движений», с. 230). На месте любого ученика йоги я бы написал эти слова на видном месте и на них медитировал! Регулярная практика асан (пранаям, медитации) - это повторение без повторения, и если человек говорит, что ему скучно делать одно и то же - не йогой он занимается!

Когда приходит совершенство в исполнении асан, наступает высший автоматизм, но «Граница между произвольными и непроизвольными движениями отнюдь не совпадает с границей между движениями сознательными и бессознательными» (там же, с. 242).

Б.К.С.Айенгар утверждает: «Сначала я знал технику, не зная основ (гипермобильность у него была природной)


назад далее