А поскольку информация вымышленная всегда организована намного проще подлинного положения вещей и ею гораздо легче манипулировать (слов ведь больше, чем фактов), мы имеем сегодня громадное количество разновидностей «йоги». Но следует отметить, справедливости ради, что начался процесс всемирной профанации именно на ее родине.

Проблему аутентичности поднял в очерке «Йогическая традиция Майсорского дворца» Н.Е.Сьоман («Динамические практики в классической йоге», 1999). Его изыскания подтвердили, что ряд широко распространившихся на Запад «авторских стилей» в самой Индии давно и полностью вышли (в силу тех или иных причин) за концептуальные рамки Йога-сутр. На основе личных физических данных многие учителя и «специалисты» неимоверно расширили перечень асан, одновременно полностью изменив принципы их выполнения. Правда, пересматривать форму немногих поз, приведенных в первоисточниках, не осмелился никто. Новации же теоретические идут либо по линии произвольного толкования неясных мест в Сутрах, либо под прикрытием ссылок на мифические древние тексты («Йога-корунта»), трактовка сущности йоги которыми в корне отлична от подхода Патанджали.

На одном из московских семинаров начала 1990-х Фаек Бириа, высокопоставленный функционер транснациональной корпорации Айенгар-йоги, заявил буквально следующее: «Гуруджи подобно Менделееву в химии, обнаружил, восстановил и систематизировал массу неизвестных и забытых поз йоги». Дополнение оказалось неподъемным, поскольку к тридцати двум асанам «Гхеранда самхиты» Айенгар добавил еще сто шестьдесят восемь (а с вариантами – намного больше).

Йогешварананд описал


назад далее