э.). По-видимому, физический аспект йоги имеет весьма древнее происхождение, поскольку об асанах смутно упоминают Веды. Однако понятия «асана» и «пранаяма» были ассимилированы арийской культурой не сразу, что отразилось в более поздних произведениях, например в «Тришикхабрахмана-упанишаде», где позы обсуждаются достаточно подробно.

Опираясь на темные места первоисточников и разночтения комментаторов, фальсификаторы йоги заявляют сегодня: «Книжная традиция Патанджали, возникшая, по некоторым оценкам, в сто пятидесятом году до нашей эры, является мертвой. Считается, что Вьяса, первый комментатор Патанджали, уже не имел связи с традицией - если таковая вообще существовала» («Динамические практики в классической йоге», с. 80).

Всемирно известные ученые Дасгупта и Щербатской не практиковали сами, но, обладая громадным объемом информации, в непрерывности йогической традиции почему-то не сомневались!

Тем не менее, Сьоман утверждает, что история йоги «...Основывается… на отдельных текстах, и ей не хватает единой основополагающей идеи» (там же, с. 84).

«Именно тело является тем инструментом, с помощью которого достигаются духовные цели. В этом вся Хатха-йога. Натхи непреклонно стоят на том, что Хатха-йога - это духовная дисциплина. Но сегодняшняя точка зрения очень отличается...» (там же, с. 93).

Что же представляет собой модная Аштанга-виньяса-йога, распространенная по миру учениками и последователями гуру Кришнамачарьи, и в чем ее отличие от традиционной Аштанга-йоги - она же  Раджа-йога?

У Патанджали и его комментаторов о виньясах нет ни слова. В поздних (средневековых) тантрических текстах, таких, как «Хатхайогапрадипика» (где перечислены пятнадцать асан) и «Гхеранда-самхита» (тридцать две асаны), также не обнаруживается каких-либо следов виньяс!


назад далее