Что говорит первоисточник, то есть Йога-сутры? Посмотрим переводы ряда авторов.

46. Асана есть неподвижная и удобная поза.

46. Асана [должна быть] устойчивой и удобной (П.Градинаров);

46. В результате практики асан достигается прекращение усилий и сосредоточение на бесконечном (Р.Мишра);

46. Асана должна позволять удерживать внимание и сохранять расслабленность (Т.Дешикачар);  

46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно (Вивекананда);

46. Асаны - это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство (А.Фальков);

46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной (К.Свенссон);      

46. «Слово «асана» используется для [обозначения] позы для медитации. Асана здесь не обозначает физические упражнения йоги. В основном слово асана берется для обозначения упражнений йоги, но здесь [в данном комментарии ССС на сутру  46 второй главы – В.Б.] оно обозначает только какую-либо позу, которая предназначена для медитации. Например, Свастикасана, Сиддхасана, Падмасана, Стхирасана и Сукхасана. Это – асаны, т.е. [позы], предназначенные для медитации. Тем не менее, нет препятствий, чтобы асанами называть и другие позы. Другие упражнения, такие, как Сиршасана и т. п., были включены ришами в число асан гораздо позже. Это не означает, что они необязательны только потому, что не включены в сутры Патанджали» («Йога-сутра Патанджали», Минск, с. 215).

47. При прекращении усилия /асана/ достигается... Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжения, благодаря чему прекращаются все движения тела - так говорит Вьяса в своей «Бхашье» («Классическая йога», с. 143).

47. [Это  постигается] при помощи расслабления усилий и медитации о бесконечном (П.Градинаров);


назад далее