47 («Сердце йоги», с. 210 – сутра фактически не переведена);

47. Путем легкого усилия и размышлений о беспредельном, положение тела становится твердым и приятным (Вивекананда);

47. При легком усилии и размышлении о бесконечном… (А.Фальков);

47. Это достигается ослаблением усилий и размышлением о бесконечном (К.Свенссон);   

«Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени» («Надабинду упанишада», 3, 3, 1).

«Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза» («Рудраямала-тантра», ч. 2, 24-38, 39).

«Важно то, что асаны делают тело устойчиво неподвижным и в то же время сводят физические усилия к минимуму» («Бессмертие и свобода», с.116).

«...Это асана, общее название широко известных йогических поз, которое в Йога-сутрах определяются как «стхира сукхам», т.е. «неподвижные и удобные» (там же).

«На уровне физического тела асана - это экаграта, концентрация на одной точке; тело «сжато», сконцентрировано в точечной позиции. Подобно тому, как экаграта кладет конец колебаниям... состояний сознания, так и асана, сводя бесконечное разнообразие возможных положений тела к одной архетипической... позе, прекращает телесную подвижность и неустойчивость» (там же, с.118).

Итак, определяя сущность понятия «асана», ни классические тексты йоги, ни Тантра не упоминают о каких-либо специальных или дополнительных движениях кроме тех, которые необходимы для входа в позу и выхода из нее! Эти необходимые движения подразумеваются само собой, но они имеют исключительно второстепенный, обслуживающий характер и никогда не подлежат обсуждению! Модель события, именуемого асаной, это триада: вход в форму (асану), ее фиксация (удержание в неподвижности), возвращение в исходное положение


назад далее