К трем перечисленным компонентам добавили четвертый – виньясу, что в корне изменило смысл практики! Из череды длительных статичных поз, перемежаемых выходом из одной и входом в другую (эти движения также неспешны и саттвичны!) она превратилась в бесконечное движение. Виньясы (так называемые «связки») это выполняемые многократно и в достаточно быстром темпе элементы Сурья Намаскар. Чтитта вритти ниродхо (ЧВН) в такой практике получить невозможно! Но тогда возникает вопрос: если Аштанга-виньяса не нацелена на достижение ЧВН, то что она дает?

Динамическая серия позиций, именуемая Сурьей-намаскар (СН), известна с глубокой древности, разные школы отзываются о ней весьма уважительно, включая ССС. Истоки у нее явно борцовские, изначально школы борьбы и йоги находились под патронажем одних и тех же монашеских орденов, нередко в одном помещении и с тем же учителем.

Фрагменты СН, названные виньясами, были включены Кришнамачарьей в его личную практику как ноу-хау. И по сей день именно такую практику его апологеты преподносят ученикам как йогу.

Виньясы (либо нечто весьма похожее на них) описаны также в тибетских системах Янтра-йоги и кхор-ло, которые, вероятно, порождены климатическими особенностями высокогорья. Кришнамачарья утверждал, что виньясе и пранаяме он учился в Тибете, у Р.Брахмачари.

Согласно Сьоману, виньясы использовались в ритуалах Вед для придания мантрам максимальной эффективности: «Виньясами называются движения в промежутках между асанами» («Динамические практики в классической йоге», с. 97). 

Итак, в «авторских стилях динамической йоги» кроме минимального по времени (3 – 5 секунд) пребывания в позах, внешне похожих на асаны, широко применяются неизвестные Патанджали и его древним комментаторам серии дополнительных движений.


назад далее