Вредна она, полезна либо безразлична душе и телу? Есть ли у нее сколько-нибудь убедительное философское обоснование? Все эти вопросы остаются открытыми.

Б.Л.Смирнов отмечает: «К асанам иногда относят и некоторые динамические физкультурные приемы» (например - Сурья и Чандранамаскара – В.Б.), но «По существу всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны раджас (активность), а потому должно быть статичным, а не динамичным» («Книга о Бхишме», с. 201).

И далее: «Древняя йога понимает под «асанами» особые положения тела, сохраняемые более или менее длительное время. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные. Цель «физкультурных» асан - укреплять тело, сделать его более выносливым, усилить те или иные токи действия, которые на санскрите именуются «пранами». Цель медитативных асан - создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание. Для обеих групп при выполнении данной асаны считается обязательным сохранение полной неподвижности. Это требование диктуется необходимостью успокоения гун, без которого... невозможно достичь цели йоги -  уравновешенности».

Андре ван Лисбет, основатель и директор Института интегральной йоги в Брюсселе, утверждает: «Несмотря на многочисленность, асаны базируются на ограниченном количестве принципов: неподвижность, контроль дыхания (я понимаю здесь слово «контроль» как умышленное сохранение полной естественности и непринужденности дыхательного процесса вне зависимости от формы - В.Б.), отсутствие усилий, растягивание мускулатуры и умственная концентрация. Игнорируя или не понимая любой из этих факторов, мы понижаем эффективность поз».


назад далее