«Асаны - это всего лишь система сложных положений тела, которые на первый взгляд кажутся факирскими однако при точном выполнении не являются ничем подобным, так как не вызывают ни болей, ни какого-либо насилия над телом. Они основаны на законе Арендта-Шульца: «Слабые раздражения поднимают жизненные силы, большие раздражения тормозят их, а самые сильные - разрушают». Во-вторых, воздействие асан базируется на принципе циркуляции, открытом Августом Виром: «Любое положение тела имеет целью вызвать приток крови к желаемому органу или части тела». В-третьих, речь идет о принципе доктора Ганемана, согласно которому (в связи с первыми двумя законами) «клин вышибают клином» - посредством оживляющих дозировок раздражения» (Б.Сахаров «Йога из первоисточников», сетевой перевод).

Итак, Аштанга-виньяса-йога - продукт волюнтаристского скрещивания обычной Хатха-йоги с Сурьей (и, возможно, Чандра) намаскарой, монотонные повторения их фрагментов («связок») составляют львиную долю данной практики, где собственно асаны являются лишь краткими (чтобы не сказать – случайными и второстепенными) эпизодами.

Сегодняшнюю ситуацию с йогой в России можно охарактеризовать словами Владимира Леви: «С тех пор как я написал свои книжки, умные стали умней, глупые - глупей, а миллионы прочих ни в чем не изменились».

Обратимся к одному из главных постулатов Сутр: «…Или сосредоточении [сознания] на бесконечном… асана достигается» («Классическая йога», с.143).

Как можно расслабить мышцы? Разумеется, мысленной командой, после чего возникают физические признаки, подтверждающие ее выполнение. Первый этап мышечной релаксации - специфическое ментальное усилие, которое сопровождается ощутимым (иногда) расходом нервно-психической энергии


назад далее