В повседневности человек использует лишь несколько стандартных (архетипических, наименее энергозатратных) положений тела и их вариантов (сидит, лежит, стоит, идет).

Как правило, новичок, самостоятельно приступивший к освоению асан, будет пытаться выполнить их «как на картинке», ведь без труда не вынуть и рыбку из пруда. В данном случае старание - это привычка, самое время вернуться к началу главы и внимательно перечитать эпиграф. Любая незнакомая деятельность, в том числе и физическая, порождает усилие тела и ума (соображающего по ходу, как лучше ее реализовать), следовательно, в наличии имеются мышечная, ментальная и нервно-психическая составляющие данной деятельности. Хотя заявленная изначально цель практики – отвлечение ума от повседневных забот и мыслей, новичок добросовестно старается согнуться, чтобы возможно более точно повторить картинку. Со временем приходит понимание, что это мартышкин труд, тогда - если усердие не превозмогает разум – человек начинает вникать в данное Сутрами определение и расслабляться. При этом выясняется, что это вполне доступно, правда, надо бы релаксацию углубить, но что-то мешает этому.

Итак – важнейший принципиальный момент: как на самом деле надо выполнять асаны новичкам в аспекте физическом? Ответ банален: так, как они получаются – без какого-либо желания сделать как на картинке, стремления сделать лучше, бессмысленного старания, нетерпения, ожидания результата, усердия… Асаны нужно просто делать – и все (отметим, что такая простота дорого стоит, она аналогична, например, армейскому выражению «Понять службу» - В.Б.). Так, словно это делаешь вообще не ты, а кто-то посторонний выполняет их -  равнодушно, не заинтересованно, неспешно. В полном «отпаде», как последний «сачок»


назад далее