Чем удобнее поза (а для новичков – чем проще и доступнее), тем дольше в ней можно пробыть с относительным комфортом, то есть – не чувствуя (если, конечно, специально не «присматриваться») своего тела. Чем больше время выдержки – тем сильнее воздействие. Из загруженных непривычной формой (как приблизительно и карикатурно не изображена поза, все равно вы никогда в жизни не находитесь в таком положении, тем более – подолгу) областей тела (суставов, связок, мышц, ets.) в двигательные зоны мозга направляется мощный поток раздражителей. Если говорить по-научному, то эти входные (афферентные) импульсы поступают в кору снизу и под­нимаются к звездчатым и пирамидным клеткам III—V слоев коры. От звездчатых клеток IV слоя сигнал идет к пирамидным нейронам III слоя, а отсюда по ассоциативным волокнам — к другим полям, об­ластям коры большого мозга. Короче говоря, в коре образуются новые доминантные очаги специфического возбуждения, которые тормозят, деактивируют либо «стирают» очаги уже имеющиеся. И как результат этого процесса состояние сознания меняется - затихает ментальная суета. Уходят навязчивые мысли, исчезает внутренняя тревожность, уменьшается мышечный гипертонус – человек успокаивается. Налицо начальная стадия полной релаксации. И добиваемся мы этого выполнением самых простых асан в их приблизительной, упрощенной и потому доступной форме! Без надрыва, боли, пота и глаз на лбу, всего лишь грамотным обращением с формой и временем экспозиции! Только такой подход и есть классическая йога. А в том «марлезонском балете», который циркулирует по миру в образе Аштанга-виньяса-йоги, системы Б.К.С.Айенгара и прочих «авторских стилей» если и присутствует йога как таковая, то лишь в названиях.

В главе «Начинающим» приведены два комплекса асан, с подробным описанием


назад далее