На самом деле это описание будет полезным (применимым) только для тех людей, природная гибкость которых позволяет выполнить все приведенные там позы относительно свободно. Тем же, кто способен воспроизвести форму асан лишь примерно, читать эти описания в начальной фазе освоения йоги даже не стоит. Какой в этом смысл, если тело способно согнуться лишь в отдаленное подобие того что изображено на картинке? По мере того, как новичок будет осваивать технологию гибкость начнет прирастать сама по себе, постепенно очертания выполняемых асан начнут приближаться к тем, которое видны на иллюстрациях – тогда только следует обратиться к текстам по технике, используя их как руководство к действию. А до того можно вполне обойтись одними только иллюстрациями, как наглядным пособием.

Пришло время обратиться к сознанию: что происходит с ним (в нем), когда мы пытаемся освоить асану? Для того чтобы расслабить мышцы вначале приходится курсировать вниманием по телу, но Сутры говорят именно о сосредоточении на бесконечном! Как это понимать?

Что происходит со взором, если рассматривать близкий объект? Взор фокусируется. Если «смотреть» очень далеко, как бы в никуда, оси глазных яблок выходят в параллель. То же и с сознанием, сосредоточить его на бесконечности - значит просто отпустить, ни о чем не думая!

Внимание – это часть сознания, поддающаяся произвольному управлению, маневрируя им, мы избирательно нацеливаем восприятие. Внимание автоматически «сжимается» либо «расширяется» вместе с полем зрения. Оно, как и взор, постоянно блуждает, и хотя можно на какое-то время остановить это движение, сознание при этом сразу начинает напрягаться.

Итак, согласно Сутрам, внимание в асанах нужно перенести на бесконечность, но как


назад далее