здоровья, то степень гипермобильности тела с ним никак не связана, я встречал исключительно гибких людей с очень плохим здоровьем, иногда сама гибкость является болезнью.

Итак, выполнить асану грамотно - значит просто сделать ее так, как она сегодня получается - и только, без желаний, старания и каких-либо ухищрений. На базовые свойства психосоматики и процессы жизнеобеспечения воля человека не влияет. Если в отношении собственного тела есть умозрительные варианты измениться быстро - все они ошибочны. Это знали уже в древнем Китае, эпоха Сун оставила притчу о нетерпеливом крестьянине, недовольный медлительностью роста злаков, он тянул их за стебли до тех пор, пока не выдернул из грядки («Общество и наука на Востоке и Западе», с. 155).

Полная релаксация это непременное условие успеха не только в Хатха-йоге, но и в самьяме. «Во время практики асан вы полностью забываете внешний мир, вы отрезаны» (из интервью Б.К.С.Айенгара журналу «Здесь и сейчас», 1999, с. 8). Данное условие - стопроцентная смена содержимого сознания - является решающим!

Сегодня на первой странице сайта московского Центра Айенгар-йоги вывешено изречение Гуруджи: «Релаксация начинается с внешней оболочки тела и проникает в самую глубину нашего существования». Замечательно правильные слова, но что мы имеем в реальности?

«Прояснение йоги» переиздавалось в Европе и США десятки раз, но описание техники асан, приведенное в ней, равно, как и то, что дают инструктора Айенгар-йоги в России является аналогом дурной бесконечности в математике. При традиционном подходе тело само вливается в доступную и естественную форму, совершенно ни к чему заучивать и затем пытаться соблюсти бесконечные нюансы постановки коленей, ступней, лодыжек, пальцев рук и т.д. Все это не оставляет


назад далее