Удовольствие появляется только на пике усилий - «приходе», как говорят наркоманы. Идеально отформованные детали транснационального механизма извлечения прибыли, полностью утилизированные системой, они безвозвратно погрязли в исполнительских нюансах  и давно забыли (а, скорее всего, и не знали) о том, что йога «правильной формой асан» не исчерпывается. И даже не начинается с нее. Ходили слухи, что особо одаренным Гуруджи лично дает некие продвинутые техники, но никто и никогда этих людей не видел.

Высокопоставленные представители Айенгар-йоги упорно солидаризируются (на словах) с традицией: «…Давайте определимся в том, что мы понимаем под расслаблением... Если лежание на полу и дрему или сон, то, конечно, школа Айенгара не предусматривает релаксацию такого типа. Мы понимаем релаксацию, как способ позволить своему разуму хоть несколько мгновений побыть наедине с самим собой, в состоянии простоты и ясности... И этого состояния невозможно достичь, если вы недостаточно тренированы в выполнении асан и пранаям» (из интервью Ф.Бириа журналу «Здесь и сейчас», 1999, вып. 3-4, с.70).

Далее он говорит совершенно правильно, что истинная релаксация характеризуется преобладанием альфа-ритма, но беда в том, что между массовой практикой Айенгар-йоги в России и правильными словами Бириа нет никакой видимой связи. Летом 1999 Шандор Ремет поведал участникам московского семинара что, добросовестно занимаясь по системе Айенгара, он к сорока годам почти полностью потерял здоровье, пришлось заново переосмысливать и полностью менять практику.

За много лет я не встретил в России людей, которые сумели бы без разрушительных для здоровья последствий (текущих либо отложенных) освоить полный курс, предлагаемый в книге «Прояснение йоги»


назад далее