Обычно человек наплевательски распоряжается телом, используя его как инструмент реализации желаний, до какого-то предела (возраста) оно безмолвно подчиняется. Но в невысказанном договоре о дружбе и сотрудничестве между «матчастью» и Эго есть два «железных» пункта, которые всегда соблюдаются:

- тело можно эксплуатировать как угодно, но его целостность не должна нарушаться; 

- оно должно располагать условиями, временем и ресурсами для восстановления.

Рассмотрим применительно к асанам важнейший принцип йогической этики -  ненасилие (ахимсу). Будучи универсальным, он очерчивает пределы интенсивности как физической, так и духовной работы. Более того, если аскетизм ненасилие по отношению к самому себе полностью игнорирует, то йога на нем основана. Ее первые этапы предназначены для очищения тела, а не для причинения ему вреда, хотя некоторые «учителя» вообще не принимают ахимсу в расчет, например, тот же Паттабхи Джойс любит повторять: «No pain - no yoga» («Нет боли – нет йоги»).

Б.К.С.Айенгар, второй известнейший ученик Кришнамачарьи, идет еще дальше – вот выдержка из его последней книги «Light On Life»:

«Боль в йоге, это ваш гуру. Вы не должны убегать от боли, но должны пройти насквозь и оказаться за её пределами. Мы не ищем боль специально, но мы и не убегаем от неизбежной боли, которая всегда сопровождает рост и преобразования. Другими словами, усилия и неизбежная боль - это необходимые составляющие асаны. Вначале боль может быть очень сильной, потому что тело сопротивляется. Поддаваясь ей, мы расслабляем тело и постепенно она уходит. Но если мы уже имеем какой-то опыт в йоге, и вдруг неожиданно боль появляется там, где её не должно было быть, имеет смысл выйти из асаны и подумать, что могло пойти не так


назад далее