в развитии гимнастическо-зрелищного потенциала техник, в зачаточном виде представленных в Вашей великолепной «Йоге восьми кругов» или же перспектива описания техник от лестницы в небо до стальной обезьяны кануло в небытие, и Вы решили руководствоваться лишь элементарными гимнастическими формами?»

С.: «Там они представлены даже не в зачаточном виде - я тогда мало что знал об отличии асаны от гимнастики и о правильной с сугубо физиологической точки зрения постановке техник. Так что там, увы, только не слишком правильная гимнастика и много заумного трепа о «высоком», но отсутствует элементарное понимание целого ряда… механизмов, функциональная оптимизация которых «зашита» в практику асан. Так что книга не столько великолепная, сколько фуфловая».

Что же получается? «Новые асаны» йоги «открывали» многие, например, тот же Кришнамачарья из Майсора, но вопрос вот в чем: выполнял ли все эти позы их создатель и его последователи в том состоянии сознания, которое соответствует данному Патанджали определению йоги? Именно этому условию практика основателей и приверженцев «динамической» йоги (впрочем, как и любой другой, не основанной на постулатах Патанджали) не отвечает ни в малейшей степени.

Как правило, все их «концепции» и «обоснования» сводятся к упорному издевательству над телом, которое нужно волевым образом преобразовать к «лучшему». Чтобы оно согнулось так, как хочется его обладателю, а от этого проистечет, якобы, нечто полезное. На самом деле такой подход опасен, поскольку он противоречит собственным тенденциям психосоматики. Организм это сложная нелинейная открытая система, и бросаемый себе (своему телу) ежедневный вызов в практике асан ни к чему хорошему не ведет. Лишь грамотно организованное резонансное воздействие приводит к выраженному усилению (или ослаблению) процессов среды


назад далее