А всего через три месяца с ним случился еще один несчастный случай, в результате которого он повредил правое плечо и правое колено. Следующие десять лет ушли на то, чтобы научиться выполнять 75% асан, которые Гуруджи был в состоянии сделать в 1977. Незадолго до своего восьмидесятилетия он еще раз повредил ногу, а в конце 2001 - плечо...»

Вывод: каким он был, таким остался. Стереотипы работы с телом, которые были заложены в юности, не изменились. Как видно, травмировался он регулярно на протяжении многих лет. Вы, Майкл, говорите, что, видимо, у Айенгара вполне правильная практика, если он еще жив и полон сил. Я не согласен. Одно дело его уникальность, способность восстанавливаться, переносить боль, воля и прочее, другое дело покой в практике. Не будем путать. Что касается методики Айенгара, возьмите «Прояснение йоги» и честно отработайте по неделям указанную программу хотя бы годика три. Велика вероятность будет увидеть Вас, Майкл, или в больнице, или (если хватит дури) на кладбище. Удачи в практике!»

Прав Айенгар или нет – вопрос сложный. Человек волен делать что угодно с собой, но не с другими. Ясно одно: боль появляется только в том случае, когда нарушены принципы ахимсы и нацеленность практики на ЧВН.

«Матчасть» предъявляет нам резоны в виде голода, жажды, утомления, усталости, боли. Проявления эти бывают позитивными – ощущается потребность в чем-то, либо негативными, говорящими об опасности, которую следует убрать или уменьшить – жара, холод, боль и т.д. Как утверждали древние греки: «Боль – цепной пес нашего здоровья», он может предупреждать об опасности, но если предупреждению не внять, то способен взбеситься и загрызть.

Соблюдение ахимсы - ключевой момент в практике традиционной йоги, тем более, когда речь идет о новичках. У каждого


назад далее