В учебнике Бхарадваджа «Вьяяма дипика» (Сьоман называет ее «попыткой возрождения индийской системы упражнений») «Первая глава… посвящена ходьбе, бегу, прыжкам в длину и высоту. Во второй главе говорится об упражнениях данда. Данда во многом походят на отжимания. Это очень древний вид упражнений, известный в йоге как Сурья намаскара. В них могут быть включены отдельные асаны, такие как Тадасана, Падахастасана, Чатуранга Дандасана и Бхуджангасана. Судя по всему, они послужили основой для виньяс Кришнамачарьи. В Индии их используют борцы…» («Динамические практики в классической йоге», 1999, с. 102 - 103).

П.Джойс, ученик и последователь  Т.Кришнамачарьи, продолжил изыски: в «Йога-мала» он, излагая последовательности поз, вообще опускает этап «асана», вместо этого там есть раздел «Сурья намаскара и йогические асаны». Патанджали и его последователи были бы поражены, узнав, что удивительным образом «Из Хатха-йоги выпал огромный корпус динамических практик» («Йога: традиция единения», 1999, с. 2). И, прослезились бы, узнав, что «корпус» этот с риском для жизни добыл из гималайских пещер и возвратил благодарному человечеству бравый украинский хлопец, будущий родоначальник «вихревых виньяс».

Еще один известный ученик Кришнамачарьи - Б.К.С.Айенгар. Из его книги «Прояснение пранаямы» (изд-во «Института йоги Патанджали», 2002) следует что он, в отличие от П.Джойса, еще в 60-х годах ХХ в. отказался (и, видимо, неспроста) от связок-переходов и регулировки дыхания в асанах. Он отметил, что контроль дыхания для начинающих неприемлем.

Ревизионизм присущ любой эпохе, еще М.Элиаде заметил: «Йогататтва-упанишада излагает йогическую технику, переосмысленную в свете диалектики Веданты


назад далее