Позы на растяжку и гибкость можно повторять до трех раз. Если все нормально, то тело свободно сгибается до уровня, достигнутого в предыдущем подходе, и продолжает «стекать» дальше, до нового промежуточного предела. Если при повторении асаны тело гнется хуже чем в первый раз, то либо вы неверно делаете ее, неосознанно добавляя в процесс исполнения что-то от себя, либо предел формы достигнут.

Второй сигнал к выходу из позы подает кровеносная система: в каких-то участках тела появляется жар, жжение, распирание, тяжесть, тянущий холод (в стопах ног при стойке на голове), пульсация. Если последняя возникает в одних и тех же местах, но в разных асанах, то либо практика травмирует сосуды, либо проблемы с кровеносной системой существуют изначально.

В зависимости от множества неосознаваемых факторов, например геомагнитных возмущений, диапазоны основной гибкости ежедневно меняются, дрейфуют, и следует, не удивляясь этому факту, работать с тем что есть на текущий момент.

Теперь рассмотрим наиболее противный вариант перегрузки - отложенную реакцию. Суть в том, что она проявляется не во время практики, когда все идет, как положено, а через какое-то время, скажем, назавтра. Такая ситуация не позволяет отследить и понять, где именно и каким образом произошел «перебор». В таком случае нужно внимательней прислушиваться к организму либо применить метод исключения. Нарвавшись на сегодняшнюю неприятность, не соотносимую с выполненными вчера асанами, нужно исключить из практики все, где эта неприятность затрагивается, а также вдвое уменьшить время выдержки оставшихся поз. Затем,  изымая из комплекса по одной асане в неделю, можно выяснить, в какой именно из них возникает перегрузка, и предпринять необходимые меры.

Бывают случаи когда, практикуя так называемую «динамическую йогу», молодые и гибкие люди со слабым типом нервной системы получают доступ к парадоксальному состоянию: чем сильнее эмоциональная взвинченность, тем меньше сопротивление материи, физическая гибкость растет вместе с общим возбуждением. Если при неграмотной практике человек получает, как правило, неприятности физические, то в данном случае перенапрягается нервная система. Именно так появляются супергибкие невротичные «учителя», процветающие до тех пор, пока позволяют молодость и здоровье.

Выходить из асаны следует плавно, удерживая релаксацию (молчание ума) и отсутствие ощущений. Правильным будет отпустить тело, давая ему возможность самостоятельно распрямиться, подобно сжатой в комок и отпущенной мягкой резиновой игрушке. Если после выхода ощущения остаются, следует обязательно выдержать паузу, чтобы они растворились в ноль до выполнения следующей позы.

Итак, при грамотном выполнении силовых асан мышечное напряжение, равно как и ощущения в позах релаксационных, становится незаметным. Пусть я выполняю Чатуранга Дандасану. Прежде всего, в ней норовит непроизвольно напрячься живот, который должен быть отпущен и буквально свисать к полу, обеспечивая свободу дыхания. Область солнечного сплетения и межреберные мышцы также следует отпустить, обычно общее напряжение «прихватывает» их вместе с брюшной стенкой.

Сейчас я скажу странную фразу: любую силовую асану можно держать как напряжением, так и расслаблением, и в каждом из этих вариантов ход событий будет различен. Длительность полезной выдержки асан напрямую зависит от того, есть молчание ума, или нет. Если да – экспозиция увеличивается примерно на треть, а парасимпатическое преобладание остается неизменным! Нагрузка, которая раньше «вздрючивала» психосоматику, больше ею не замечается! Каковы следствия этого? Во-первых, можно увеличить темп выполнения асан. Во-вторых - удлиняется время выдержки всех поз, что приводит к росту физической силы (вспомним учителя Шарангупту из «Лезвия бритвы»). И, в-третьих, становится возможным  «чистое» выполнение комбинированных поз.

В девятнадцатом веке был разработан способ развития силы без движения,  изометрический культуризм, но он потерпел фиаско, так и не разобравшись с возникающей перегрузкой. В истории российского атлетизма сочетать развитие громадной силы с высокой гибкостью сумел только Александр Засс.

Итак, посредством релаксации можно произвольно менять интенсивность и фокусировку напряжения (усилия). Асана может отслеживаться по любому из семи параметров, выведенных в восприятие, это релаксация мышечная, ментальная, ощущения, дыхание, напряжение (усилие), ЧСС, давление крови. Рассмотрим их последовательно.

Первые три параметра разобраны выше. Дыхание всегда сохраняется свободным, несмотря ни на какую сложность формы, нервная поддержка мышечного усилия также не должна отражаться на дыхании. Как правило, перегрузка начинает проступать в восприятии одновременно с легким, но ощутимым приливом тепла к лицу и (или) давлением в голове (глазах). Не стоит ждать, пока кровь буквально ударит в лицо, нужно немедленно выходить из позы. Тряска в теле говорит о мышечной слабости.

Когда релаксация станет глубокой по-настоящему, в Шавасане может проявиться мелкая мышечная дрожь, подобная бегущей по воде ряби, у правшей она начинается обычно с левой стороны лица. Затем переходит на правую половину тела и может превратиться в спонтанную пляску мышц. Пугаться этого явления и реагировать на него не следует, это один из вариантов сброса вытесненного материала через эфферентные звенья нервных цепей.

Частота сердечных сокращений даже в «стоячих» и любых иных силовых позах в том случае, если в них удается сохранить молчание ума, остается либо в пределах нормы покоя (для данного субъекта), либо не превышает девяноста в минуту – при самых экстремальных нагрузках.

Кровяное давление остается стабильным.

Если все описанное в данной главе принято, понято и учтено, травмироваться невозможно.

В медицине есть понятие подпороговой боли (например, при артрите), которая растет так медленно, что сознание ее не замечает. Такая скрытая боль, о которой человек не знает, изматывает нервную систему и может вызвать проблемы.

Резюме: растворение ощущений - необходимый начальный этап коммуникации Я с собственным телом, существенная часть йогической технологии.

Б.Л.Смирнов писал: «Древние риши были исключительно тонкими наблюдателями, с высоко развитой способностью к кинестезическим восприятиям и могли не только оценить эти восприятия, но и приспособить их для своих целей» («Побоище палицами», с. 200).

Коммуникация «тело-сознание» - первый шаг психической интеграции - дает возможность восстановить и сохранять то, что во все времена называлось душой.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Из «Послания апостола Иакова», гл. 2, 14)


назад далее