- «По существу, всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны раджас, а потому должно быть статичным, а не динамичным» [«Книга о Бхишме», 1963, с. 201].

- Исходя из вышесказанного, выполнение асан йоги в ее классическом варианте сводится к принятию телом определенной, доступной ему формы, но при этом:

- создаются условия для максимальной мышечной релаксации;

- а также для прекращения обычного мыслительного процесса [типовой ментальной активности];

Соблюдение данных установок на практике означает следующее:

- асаны выполняются с такой интенсивностью физической нагрузки, которая не воспринимается сознанием [если специально не «прислушиваться» к телу]. Только если напряжение [усилие] и/или форма никак не напоминают о себе, ум может стать пустым. Ощущения [напряжения] от формы или противодействия силе тяжести остаются латентными [скрытыми от восприятия] на протяжении полезного времени выдержки. Как только оно заканчивается, ощущение либо усилие проступают в восприятии, сигнализируя о том, что пора выходить из позы.

- если удерживать позу после возникновения ощущений в теле, начинает нарастать негативный и травмоопасный эффект ее воздействия;

- разнообразие асан имеет значение только для проработки мышц и суставно-связочного аппарата в условиях гиподинамии, оно дает возможность акуммулировать позитивное влияние практики йоги на органы и системы организма;

- разнообразие это полезно для наработки устойчивого молчания ума несмотря на различные положения тела;

- Когда в результате грамотной [традиционной, статической] практики асан мышление утрачивает обычную активность и тонус, то:

- асана выполняется без обдумывания, анализа, коррекции – безлично [равнодушно, бесстрастно, не заинтересованно и.д.], просто насколько позволяет текущая физическая готовность;


назад далее