- часто именно психоэмоциональое состояние является главным фактором, определяющим развитие событий, инициированных нами в окружающем мире. Не величина [степень] личных усилий, не их количество, не затраченные ресурсы и время, но исключительно качество внутреннего покоя;

- тем, кто посредством практики йоги такого состояния уже достиг, объяснения не нужны;

- для тех, кто это не ощутил на себе и не понял, любые объяснения - пустой звук. Но я попытаюсь.

- Древнейший способ коммуникации млекопитающих – эмоции, первая сигнальная система.

- ее функционирование обеспечивают наиболее архаичные структуры мозга;

- у современного человека Запада эмоциональные проявления взяты под жесткий волевой контроль, подавлены и тщательно скрываются;

- однако это вовсе не исключает их скрытое влияние на межличностную коммуникацию;

- напротив – чем сильнее они подавляются, тем больше влияют на неосознаваемые аспекты поведения;

- в любой вербальной коммуникации кроме второй сигнальной системы незримо и мощно участвует первая;

- если речь адресована к сознанию собеседника с целью максимально эффективной передачи информации [либо ее сокрытия], то, хотим мы этого или нет, понимаем или нет – наше собственное эмоциональное состояние решающим образом влияет на восприятие собеседника и его ответные реакции;

- как правило, во время вербального общения происходит неосознанный обмен [взаимное заражение] эмоциональными состояниями;

- особенно сильно влияет на межличностную и социальную коммуникацию высокая степень «перегрева» подсознания [и, следовательно, сопутствующей омраченности сознания]. Такие субъекты часто становятся источниками психоэмоциональных «инфекций» [или эпидемий, можно вспомнить, например, Жанну Д’Арк], после общения с ними становится плохо и навсегда исчезает желание повторных контактов;

- у подавляющего большинства тех, кто живет с перегретым подсознанием и разбалансированной психоэмоциональной сферой мало шансов удачно реализоваться, поскольку из любого окружения [как бы часто его не менять] к ним автоматически притягиваются люди такого же психоэмоционального состояния. В такой ситуации фраза «Рыбак рыбака видит издалека» справедлива абсолютно. Бессознательное, подобно ракете с самонаводящейся боеголовкой, выхватывает из всего спектра возможностей только объекты, деформированные аналогично, прочих не замечая вовсе;

- я располагаю достаточной статистикой для следующего утверждения: при прочих равных условиях более позитивные результаты коммуникации с окружающим получает, как правило, тот, кто обладает высоким качеством душевного покоя [гармонии];

- практика асан и пранаям - это специфический «обжиг» тела и души в огне йоги, так гласит притча. Когда тело и душа очистятся – приходят сиддхи. Не будем приводить здесь обычный их перечень, остановимся только на силе, которую дает адепту длительная и качественная практики йоги.

- я не могу описать внятно, что происходит с человеком при ее появлении. Все события начинают складываться наилучшим образом, он всегда получает то, что ему надо. Подчеркиваю: действительно надо, но не хочется! Желания и действительные потребности – вещи очень разные. Если речь идет о желаниях, продуцируемых умом - сила не работает, она не по этой части.

- сила – это внутренняя гармония и покой, ничем не нарушаемая саттвичность, которая является результатом истинной йоги. Такое впечатление, что твой «удельный вес» вырос и одно только твое присутствие [наличие в этом месте в данный момент времени] ощутимо влияет на расклад событий и самочувствие тех, кто тебя окружает.

- если человек, получивший силу по сути своей светлый, то рядом с ним всем всегда легчает;

- если темный [бывает и такое, вспомним Гурджиева], то окружающие становятся сырьем для исполнения его желаний. И будет окружающим очень плохо. Но за это пользователю [утилизатору сущностей] придется когда-то перед кем-то ответить;

- речь идет здесь в о типовой жизни человеческой, в ее пределах йога - не более чем фрагмент общей палитры бытия [специфическая деятельность в специально отведенное время], предназначенный для придания ей наивысшего качества, поэтому, когда приходит сила, она действует поначалу в достаточно узком кругу родных, друзей и знакомых. Человек перестает нуждаться в какой-либо поддержке, напротив - из потребителей покоя он становится его генератором, переходит в категорию опор, жилеток для слез, источников подпитки, железных дровосеков.

- сколько не отдать силы окружающим, скажем - для облегчения их состояния, она всегда возвращается многократно;

- когда приходит внутренний покой, ученики йоги с удивлением отмечают: при выполнении какой-то сложной последовательности действий, запуске [инициации] какого-то события либо процесса успешность их развития [и зачастую позитивный результат] зависят только от качества этого покоя!

- даже если прогноз развития событий неблагоприятен, то устойчивость внутренней гармонии может переключить его в максимально благоприятное русло.

- Итак, даже бытие изначально здорового и уравновешенного человека посредством йоги приобретает гораздо более высокое качество, множество дополнительных бонусов и возможностей, включая продление жизни вообще и ее активного периода в частности;

В завершение опишем конечный алгоритм практики асан, который доступен к освоению лишь тем, кто полностью овладел технологией. Собственно пробовать могут все, в том числе и дилетанты, вреда не будет, но и полезного эффекта - тоже.

- Первое условие выхода в такой режим – сохранность полного расслабления мышц всего тела [не участвующих в сохранении формы асаны] вообще и брюшного пресса в частности;

- на входе в асану, пребывании в ней, выходе, паузе перед выполнением следующей – короче говоря, на протяжении всего занятия! – пресс должен сохраняться полностью расслабленным [конечно, за исключением тех поз, где именно он работает];

- мышцы брюшной стенки в практике задействоваться не должны! Никаких изменений положения тела пресс «замечать» не должен;

- он пассивно участвует только в процессе дыхания, которое в асанах всегда остается свободным и спонтанным!

- при этом все движения по переходу из позы в позу автоматически становятся плавными и замедленными [двигаться порывисто или быстро просто не получится];

- если это первое условие выполнено, через какое-то время субъект замечает, что дыхания изменилось;

- оно стало легким, мелким [поверхностным] и редким;

- возникает особый рисунок: короткий, едва заметный вдох, чуть длиннее – выдох, длинная пауза;

- и этот ритм тянется непрерывно и автоматически, словно неспешное перебирание четок;

- возможен и другой вариант: дыхательный цикл удлиняется до такой степени, что практикующий в какой-то момент не в состоянии понять, что же, собственно, сейчас имеет место быть – вдох или выдох?

- при сгибании вперед целесообразно сделать [скорее это происходит даже само по себе] один обычный [более глубокий] дыхательный цикл – и в новой форме [в асане] дыхание сохраняет тот же рисунок и частоту, что и в промежутке между позами, в покое [хотя дыхательный объем в асанах, как правило, значительно меньший];

- на разгибании [раскручивании] происходит несколько спонтанных, более глубоких дыхательных циклов, и в исходном положении дыхание сразу же становится таким, как до выполнения асаны;

- иными словами, оно перестает сбиваться вообще, словно вы ничего и не делаете!

- Если [когда] такое дыхание возникнет, нужно привязаться к нему вниманием [«отцепив» его от пресса];

- если прислушаться, то самопроизвольный короткий вдох звучит как «со», а чуть более длинный выдох – как «ахам»;

- такое дыхание – не что иное, как естественная мантра «со – ахам», воспроизводимая телом;

- как известно, непрерывное повторение мантры есть Джапа;

- когда мантра повторяется самопроизвольно – это медитация, именуемая Аджапа-джапа;

- в данном случае она реализуется в традиционной практике асан;

- эту мантру дыхания следует слушать!

- слушать неотрывно, и в асанах, и в паузах между ними;

- сознание при этом становится близким к просоночному, но искушения заснуть не возникает, поскольку внимание непрерывно, хотя и без напряжения фиксирует дыхательный звук;

- когда рисунок дыхания начинает нарушаться – занятия пора заканчивать;

- проведенная в таком состоянии [таким образом] практика асан влечет за собой замечательное самочувствие, а со временем - состояние, именуемое самтошей;

- сутра сорок девятая главы второй гласит: «При нахождении в ней [асане – В.Б.] практикуется пранаяма…»

- перестроившееся само по себе дыхание в асанах - пранаяма спонтанная!

- итак, опираясь всего лишь на два постулата Сутр, мы естественно пришли к такому положению вещей, когда с физическими упражнениями йоги совмещена не только пранаяма, но и мантра. Выполнение асан становится медитативным – без каких-либо специальных [сознательных] усилий самого практикующего!

- Таким образом, трактовка практических аспектов йоги в Сутрах Патанджали отнюдь не устарела, а, напротив, дает ученику йоги неограниченные возможности самосовершенствования!

- Потому она и сохранилась в веках.

                10.10.2006 – 9.01.2007 Хаммамет – Лангкави – Куала-Лумпур- Москва


назад далее