пранаяма - нечто большее, это тренировка в управлении жизненно-важными кортико-висцеральными функциями организма и нервными токами, идущими от коры как от органа высшей нервной деятельности ко всем внутренним органам, и, прежде всего, - к сердечно-сосудистому аппарату» (там же, с. 223). Б.Л.Смирнов отмечает, что в Махабхарате сведения о пранаяме скудны, лишь в одном месте мимоходом сказано, что ее всегда относят к «сампраджнята самадхи», то есть к высшей степени самоуглубления.

По соотношению продолжительности дыхательных фаз традиция различает три типа «упорядоченного дыхания», первый - 1:2:4 (где вдох - единица времени, выдох - две, задержка – четыре), второй - 1:2:1 и третий - 1:1:1.

Классическая пранаяма состоит из следующих фаз: выдох - «речака», вдох - «пурака», задержка - «кумбхака». Задержка бывает двух видов: после вдоха - «антара кумбхака», после выдоха - «бахья кумбхака». В средние века добавилась еще одна задержка и пранаяма стала «четырехтактной»,  соотношение этапов приобрело вид 1:4:2:4 (вдох, задержка после вдоха, выдох, задержка после выдоха).

Кроме того, задержка (кумбхака) делится на «сахита» - связанную со вдохом и выдохом, и «кевала» - абсолютную или полную.

В Энциклопедии йоги («Йога-кама», ч. 2, т. 1, с. 93) говорится: «Прана – это сила, которая поддерживает жизнь».

Поздние Упанишады, а также Бхагавадгита приводят названия и описывают функции пяти пран («Мокшадхарма», гл. 185, 5-14): самана, апана, удана, вьяна и собственно прана. Позднее к ним добавились еще пять. Но именно в поздних Упанишадах произошел смысловой переход от учения о пране как об универсальном жизненном принципе, к понятию пран как энергетических потоков.

Считается, что


назад далее