В начале ХХ века у него училась О.Г.Лобанова, которая на основе этих упражнений разработала затем собственную дыхательную гимнастику. Суть ее - паузы после выдоха до 2-3 сек, после вдоха - 1 сек, выдох не до конца, само дыхание поверхностное.

Концепция И.Мюллера изложена в книге «Моя система» (1904). В ней приводится две группы дыхательных практик, в одной из них ритм движений тела соответствует дыханию, в другой - за время одного дыхательного цикла выполняется несколько быстрых движений. Часть из них при этом совпадала с дыхательным ритмом, часть выполнялась в противофазе, как раз в этом случае возникала затрудненность и поверхностность.

А.Н.Стрельникова, которая в молодости была певицей, но сорвала голос, изобрела метод парадоксального дыхания - ежесекундные, быстрые и шумные вдохи носом, похожие на активно-яростное «принюхивание». Выдох же пассивный, мягкий, спонтанный. Изюминка в том, что здесь дыхание соединено с движением «наоборот» гораздо более акцентировано, нежели у Мюллера. Например, вдох происходит на принудительном сжатии грудной клетки - налицо искусственные затруднения и поверхностное дыхание. Стрельникова добивается хороших результатов в лечении заболеваний голосового аппарата и начальных астматических проявлений. Суть метода - создание (за счёт напряжения мышц) более высокого, чем обычно давления в лёгких и, как следствие, большего усвоения кислорода и уменьшения застойных явлений в малом круге кровообращения, что в принципе достижимо надуванием воздушных шариков или работой на тренажёре Фролова.

И, наконец, пресловутый метод К.П.Бутейко. Известно, что преобладание только глубокого либо только поверхностного


назад далее