Допустим, длительность вдоха десять секунд. Тогда цикл будет выглядеть так: 10:40:20:40, то есть одно дыхание в сто десять секунд. Но ведь аналогичную, и даже гораздо большую величину цикла можно свободно получить и без задержек: вдох 40 секунд, выдох 80 - одно дыхание в две минуты! И нет четырех точек перелома сердечного ритма:

- в начале задержки после с воздухом в легких - после вдоха;

- в начале выдоха, после окончания задержки на вдохе;

- в начале задержки после выдоха – без воздуха в легких;

- в начале вдоха, после задержки на выдохе.

Мало того, что эти изменения ритма ЧСС далеко не всем полезны, они еще и нарушают однородность молчания ума. Если цель пранаямы – уменьшение частоты дыхания, то зачем перегружать себя задержками, если можно достичь цели более простым (а, следовательно, и безопасным!) способом?!

На мой взгляд, дыхательные задержки в пранаяме, это более поздняя «примочка», привнесенная в пранаяму Тантрой и непомерно в ней разросшаяся. В усложнении дыхательных техник столетиями упражнялись аскеты, использующие пранаяму как один из видов тапаса. При этом принцип целесообразности все более утрачивался, пока не возник порочный круг: чем сложнее алгоритм, тем больше сознание втягивается в процесс его выполнения, тем устойчивей обычный ментальный тонус, для снятия которого пранаяма, собственно, и предназначена. Есть и совсем уж экстремальные методы, например мурччха - задержка дыхания вплоть до обморока.

Базовым, самым простым и действенным, является полное дыхание йоги (далее по тексту ПД). Будучи освоенным, оно обеспечивает все то, ради чего создавались самые экзотические виды пранаям,  кроме того, технология ПД также основана на принципе «у-вэй». В отличие от дыхания с задержками, при освоении ПД нет:


назад далее