поместить йогу на одну доску с оккультизмом, теософией, «живой этикой», сектантством и прочим «духовным» мусором современности либо умышлены, либо проистекают от незнания сущности предмета.

В конце XIX века религиозность упала настолько, что Ницше выразил это фразой «Бог умер». Была пройдена точка, за которой влияние традиционных конфессий на умы населения развитых стран свелось фактически к нулю. Упадку религиозности сопутствовало слабое знакомство обывателя с моделью мироустройства, созданной фундаментальной наукой. После утраты языческих обрядов, выполнявших компенсаторную функцию для проявлений бессознательного, скрытая психическая деятельность, которая и сегодня проявляется с не меньшей силой, чем у кроманьонцев, породила эзотерику и мистику.

Покоренный, но не понятый Восток начал реконкисту. Первоначальные слухи о чудесах йогов экспортировались из жемчужины британской короны - Индии. В 1897 Свами Вивекананда основал «Миссию Рамакришны» и йога начала распространяться на Запад в виде философии.

В конце XIX века на подмостках истории материализовалась Блаватская, вознамерившаяся заменить своей «доктриной» все мировые религии, хотя постулаты и выводы теософии были принципиально не проверяемы. Блаватская была первопроходцем, именно она наметила магистральные спекулятивные темы йоги, Шамбалы и махатм. Поскольку теософия является скверной пародией на восточную мысль и западную науку, популярность ее со временем упала. Требовались свежие идеи, их вместе со своим супругом сформулировала Елена Шапошникова (в замужестве - Рерих). Талантливый художник был смолоду очарован Востоком, не миновал масонской ложи, а уже зрелым человеком, в сопровождении семьи и ламы-чекиста Блюмкина, предпринял известное путешествие по маршруту Алтай-Гималаи.


назад далее