Он теряет и глубину исполнения («сущность») асаны. Достигните устойчивости (стхирата) и спокойствия (ачалата) в исполнении асан перед введением в практику техник ритмического дыхания. Когда и асаны и пранаямы практикуются вместе, следите за тем, чтобы не нарушалось совершенство позы» («Пранаяма: искусство дыхания», с. 34).

Когда Б.К.С.Айенгар сосредоточился исключительно на работе с телом, он «...Отказался от системы виньяс и сложного дыхания, мотивируя это... тем, что они отвлекали внимание от самой асаны». Сьоман отмечает: «... Форма последовательности асан, которую мы находим у П.Джойса, была разработана в период учительства Кришнамачарьи. Она не являлась традиционной».

Поскольку древние тексты ничего не говорят о произвольной регулировке дыхания в асанах, следовательно, оно может быть (в зависимости от формы) сжатым, стиснутым, редким, учащенным – неважно, главное - естественным! Его параметры определяются формой каждой конкретной асаны, главное - никаких задержек, дыхательный процесс непрерывен, ему не должно уделять специальное внимание, он не контролируется! В противном случае, мы имеем очередное препятствие к достижению молчания ума и опасность «перегрева» симпатики в асанах.

В трудах коллектива авторов Бихарской школы йоги во главе со ССС, опубликованных до 1984 (все, что издавалось после – далеко не так значимо) детально разъясняется смысл понятия, именуемого осознанностью. Суть его в том, что внимание в асанах непрерывно удерживается на проявлениях деятельности какой-либо функции организма. Как способ ухода от воздействий (раздражителей) внешнего мира и мыслей, с ним связанных, такая осознанность (только на время практики!) весьма продуктивна, хотя в полной мере использовать ее можно лишь после того, как садхака разобрался с ощущениями


назад далее