Патанджали (английское название книги – «Четыре шага к освобождению») ССС поясняет, что вышеупомянутая шлока относится только к медитативным позам: «В Хатха-йоге ясно указывается, что в [некоторых] физических асанах не следует практиковать управление дыханием. В определенных позах контролировать дыхание вредно» («Йога-сутра Патанджали», Минск, 2006, с. 220).

Практикуя асаны в традиционном ключе, мы приходим к одному из вариантов развития событий - прекращению вдоха и выдоха (об этом см. конец предыдущей главы «Практика йоги в русле Сутр Патанджали»).

Сьоман в своем частном расследовании пытался найти истоки Аштанга-виньясы и пришел к выводу, что: «... Система йоги Майсорского дворца, идущая от Кришнамачарьи, является синкретическим (сочетающим несовместимые и разнородные элементы) учением, опирающимся, в основном, на текст по гимнастике, однако подающим его под именем йоги» («Динамические практики в классической йоге», с.105).

Иными словами, Аштанга-виньяса-йога не имеет никакого отношения к традиции, причем это не мой вывод, который читатель мог бы назвать пристрастным, но оценка человека, в меру сил и возможностей изучившего историю предмета. Сьомана можно упрекнуть лишь в том, что исследование его хотя и научное, но не масштабное. Это так называемая малая выборка, о чём он сам неоднократно упоминает, сетуя на то, что в библиотеки, кроме Майсорской, его не допускают, книг не выдают, и вообще к его энтузиазму относятся без понимания (что, в общем-то, странно, казалось бы, почему не помочь в поисках, касающихся истории йоги?) Поскольку почти каждая сентенция о нетрадиционности йоги Кришнамачарьи заканчивается пассажем на тему «новизна в наше время нормальна и естественна», создается впечатление, что Сьоман извиняется за однозначность своих выводов перед основоположником Аштанга-виньясы.


назад далее