Пратьяхара

 

На рассвете прощаются трое - плоть, душа и мятущийся дух…

                                                                         Светлана Кекова

«Свавишая асампрайоге читтасья сварупа анукара ив индриянам пратьяхарах» - «При отсутствии связи с объектами сознание следует своему сущностному состоянию» («Йога-сутры», II.54).

«2.22. Глаза и иные (органы чувств) блуждают среди соответствующих чувственных предметов. Их отвлечение от этих предметов именуют «устранением чувств» (пратьяхара).

2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени (йоги), должен устранить всякое умственное изменение (викара).

2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутри себя» («Горакаша паддхати»).

«Затем идёт пратьяхара, которая бывает пяти видов. Она заключается в отстранении органов чувств от соответствующих объектов. Видеть во всём наблюдаемом Атман – это пратьяхара. Не привязанность к плодам повседневных действий – это пратьяхара. Отстранённость от всех объектов чувств – это пратьяхара. Дхарана, выполняемая в восемнадцати местах – это пратьяхара. Её следует выполнять на стопах, пальцах ног, лодыжках, икрах ног, коленях, бёдрах, анусе, пенисе, пупке, сердце, горле, нёбе, носе, глазах, между бровями, лбе и голове, делая это по порядку вверх и вниз» («Шандилья упанишада»).

«Пратьяхара - третий физиологический этап восьмиступенной йоги, последний из подготовительных и вспомогательных. Пратьяхара переводится как «оттягивание», «отвлечение» («Книга о Бхишме», с. 240)

«При отсутствии связи со своими (обычными) объектами (внешнего мира – В.Б.) органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - это и есть отвлечение» («Классическая йога», с. 146).


назад далее