Это состояние экстаза, в котором связь с внешним миром нарушается. Это - цель дисциплины йоги. Степенями сосредоточения, или самадхи, являются: Сампраджнята, или сознание, и Асампраджнята, или сверхсознание. В первой сознание остается созерцанием объекта. В нем достигается единство между познающим и познаваемым, в котором познающий познает объект потому, что он им и является. Мысль и объект мысли составляют одно и то же. Различные названия относятся к различным оттенкам, которые принимают формы сампраджнята самадхи, такие, как савитарка, савичара, сананда и сасмита» («Индийская философия», т. 2, с. 316-317).

«Самадхи - это завершение исканий садхаки (ученика). На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи» «Прояснение йоги», с.45).

«Самадхи, пока оно сохраняется, представляет не простое воспринимаемое постоянство. Напротив, это последовательность внутренних состояний, которые становятся все более и более простыми, пока не завершаются в бессознательности. Асампраджнята самадхи - это сосредоточение, не имеющее формы мысли, хотя скрытые впечатления могут и оставаться.

Самадхи является состоянием, которого лишь немногие могут достигнуть, и в котором почти никто не может пребывать длительное время, так как соблазны жизни разрушают его. Поэтому говорят, что… конечное освобождение невозможно до тех пор, пока живет тело» («Индийская философия», т. 2, с. 318-319).

«Когда прана и манас (ум) поглощаются и достигается равновесие - это и есть самадхи» («Путь Шивы», с. 62, ХП: 4.6).

Сампраджнята самадхи подразделяется на следующие этапы:

- умозрительная - савитарка;

- не умозрительная - нирвитарка (у Радхакришнана - сананда);

- рефлексивная - савичара;


назад далее