Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Евангелие от Матфея, гл. 11, с. 12).  Эту фразу, ИМХО (In My Humble Opinion – «по моему скромному мнению», англ.) можно понять так: если развитие идет без осложнений, все люди на жизненном старте примерно равны (если нет грубых генетических дефектов). Но по мере развертывания программы между индивидами проявляются неминуемые различия, в том числе и по способностям. Одно из них состоит в том, что кому-то присуще совершать избыточные для типового хода вещей усилия (таких субъектов Лев Гумилев назвал пассионариями), а кому-то – нет. От этого зависит судьба. Йога это разновидность избыточности, причем для адепта - сильнодействующая.

Теория Друкера утверждает, что у христиан, населяющих Западную Европу, на каждом этапе развития общественных отношений и сопутствующей технологии была своя модель идеального человека, и тот, кто стремился к ней, надеялся обрести счастье. В средние века путь к нему пролегал через религиозность, эпоха Возрождения сформировала образ просвещенной личности, а в условиях научно-технической революции образцом стал деловой человек, предприниматель. Наконец, в странах с тоталитарными режимами идеалом стал герой, беззаветно отдающий жизнь за  идею («Работа у нас простая, забота наша такая: жила бы страна родная  - и нету других забот…»).

- Сейчас уже ясно - пишет А. Маслоу - что ни одна из прежних формулировок счастья не выдержала проверку временем, и сегодня актуальна концепция психологически здорового, «естественного» человека.

Опираясь на свой опыт, могу сказать что именно йога наилучшим образом сохраняет физическое здоровье и психическую сбалансированность, что ведет к состоянию, именуемому счастьем.

Казалось бы, что может дать выполнение асан без привычного старания, физических усилий и самопреодоления


назад далее