«Остановка или прекращение – ниродхо - это не нарушаемая отчетливость (ясность) знания и высшее бесстрастие» («Классическая йога», с. 234, 9.4).

«Прекращение функционирования сознания есть бессознательное состояние психики. Самадхи, сатори или аналогичные «состояния просветления» могут представлять собой результат переключения на доминирование правого полушария. Таким образом, медитативная практика представляет собой метод временного ограничения левополушарного когнитивного модуса (устранение текущего преобладания активности левого полушария)» («Физиологические аспекты йоги», с.117).

«Слово Samadhi имеет также общее и специальное значение. Оно может означать или обычную способность сосредоточенного внимания, или развитое сосредоточение. Тогда оно становится мистической силой, которая может привести созерцателя в высшие миры и совершенно изменить жизнь. Йога обычно употребляется именно в этом значении» («Избранные труды по буддизму», с. 206).

Если Хатха-йога отлаживает функционирование организма, то задача самьямы (как это видится сегодня) - адаптация личности к «остальной» психике и налаживание оптимального контакта с системным разумом. Контакт Эго с материей своего носителя, тела, реализуемый в практике асан, это предварительная начальная стадия йоги, имеющая, тем не менее, важнейшие эффекты и следствия.

Когда в процессе повседневной жизни основные задачи решены удачно либо оказались непосильными, у некоторых людей возникает иррациональная тяга к поиску смысла жизни, своеобразное «томление духа». К.Г.Юнг утверждает, что причина этого - неосознанное стремление к целостности, являющееся подготовкой к смерти, не менее важной, чем рождение


назад далее