«Мокшадхарма» характеризует метод йоги так: «Сильный зверь разрывает сети и уходит, слабый - в них запутывается и гибнет». Здесь имеется в виду что человек, взыскующий духовного, должен быть крайне упорным в этом своем намерении, иметь хорошие мозги, здравый смысл и нормальный уровень критичности. Кроме того: «Слабость характера это единственный недостаток, который невозможно исправить», - (Ларошфуко), иными словами йога - не для слабовольных! Прежде, чем рассчитывать на успех в ней, нужно состояться в социуме, тот, кто не сумел этого, никогда не достигнет нужного результата на «фронте» духовном. Но, опять-таки, даже наилучшая адаптация к миру не означает автоматического успеха в йоге.

Яшомитра (легендарный мудрец и философ древней Индии) сказал: «Все содержание сознания есть контакт». Взаимодействие с окружающим возможно и через посредников (электронных – Стивен Хокинг), но коммуникация с бессознательным случается только лично.

«Углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного есть «просветление» («Дух и жизнь», с. 518). Но одновременно такое расширение означает потерю - на какое-то время  -  текущей устойчивости и содержит элементы системного кризиса, что нужно четко знать практикующим.

Когда процесс идет к концу, то «Равновесием называется йога» («Бхагавадгита», с. 170, II, 48). Вернее не сама йога, а результат ее долговременной практики.

Самопознание, индивидуация (по Юнгу), достижение не двойственности, самадхи, сатори - все это метафоры одного и того же явления, с той лишь разницей, что обретение целостности есть условие дальнейшего углубленного самопознания, для которого садхаке нужен либо самореализовавшийся учитель, либо очень качественная информация.

Восстановление всегда


назад далее