начинается с очистки (разгрузки) подсознания, процесс это достаточно деликатный, неправильный подход либо темп сброса могут не восстановить природный статус, но дополнительно деформировать личность. Грамотный наставник должен искать такие способы сброса, которые минимально задействуют сознание, Хатха-йога идеальный инструмент для этого. Прежде чем обратиться к топологии самьямы, определим понятие медитации. Для большинства людей (и не только в России) термин этот столь же туманен, что и «закрома родины». Есть конкретные психотехники, в Тантре это Чидакашадхарана, Аджапа-джапа, Таттва-шуддхи, Йога-нидра, Нада-йога и т.д. В буддизме - випассана на дыхании или движении, в классической йоге - самьяма на внешних либо внутренних объектах.

Еще Големан в работе «Разнообразие медитативного опыта» описал более сотни медитативных техник, опираясь на один только буддийский источник («Вишуддхамага», V в. н.э.).

До начала попыток медитировать субъект должен в совершенстве овладеть глубоким расслаблением, только на его основе может осуществляться спонтанная концентрация внимания. Известно, что ИСС (измененные состояния сознания) возникают в любых экстраординарных условиях: при подъеме на большие высоты, спуске под воду, физических перегрузках, стрессах, травмах, острых отравлениях и т.д. Медитация же йоги отличается от прочих ИСС тем, что это не случайный, но намеренный и тщательно организованный процесс взаимодействия бессознательного с личностью, позволяющий не утрачивать при этом текущую сбалансированность психики. Суть не в том, что именно «увидено» и эмоционально пережито в медитации, а насколько разум сумел «переварить» и усвоить пережитое.

При всем многообразии медитативные техники делятся на две основные группы, отличающиеся по способу воздействия на психику - концентрация либо инсайт, путь «единого» или «ничто».


назад далее