Самадхи, достигаемое в Раджа-йоге, это полное торможение активности коры мозга, «ничто» - это достижение нирваны через инсайт, при этом ум отслеживает свои модификации вплоть до полного их затухания.

Третий метод, объединяющий - випассана, она начинается с концентрации, но переходит в инсайт, одно усиливает другое, и в итоге достигается нирваническое состояние.

Еще медитацию определяют как простое присутствие (простое внимание), безличную регистрацию того, что происходит перед внешним либо внутренним взором. Кстати, термин «простой» в данном случае никакого отношения к простоте (в ее обычном смысле) не имеет! И скрывается за ней бездна сложности, о чем не подозревают те, кто не имел с этим дела.

Когда-то, в поисках смысла и спасения от неразделенной любви Петрарка отправился на поиски легендарной страны Туле, вернувшись, он сказал, что можно было и не ездить, поскольку постижение истины не связано с передвижением в реальном мире. «Божественная комедия» Данте четко показывает символику условий интроспекции, а М.Мамардашвили блестяще интерпретирует их («Психологическая топология пути», 1997), причем все сказанное им справедливо и в отношении йоги. Путь к истине может начаться откуда угодно, конечный пункт не зависит от начала и способа следования. Недаром сказал когда-то один из просветленных: «Не надо ездить в Индию, создавайте святость вокруг себя».

В средине 60-х годов ХХ века один из моих друзей посещал школу йоги при центре геронтологии в Софии (в то время болгары очень плотно контактировали с Индией). Когда в нашем симферопольском сообществе йогических дилетантов возникли разногласия, он сказал ненавязчиво: - С медитацией спешить не стоит


назад далее