этот багаж накапливается в течение всей жизни и оказывается, как показывают некоторые гипнотические опыты, поразительно стойким» («Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности», с. 453).

Нейрофизиология подразделяет память человека на ряд отличающихся по характеру, хотя и тесно связанных «разновидностей»: органическую, физиологическую, двигательную, образную, вербальную - и все это кроме оперативной (произвольной). Сегодня считается, что память распределена по всему объему мозга и  сознание в самьяме спонтанно контактирует со всеми ее модификациями.

Восприятие и осознание бодрствующего субъекта дискретно, общий же поток информации воспринимается (посредством органов чувств, а, быть может, и не только их) непрерывно, сознание успевает выхватывать из него лишь самое актуальное, более того - системный разум блокирует то, что считает необходимым.

Содержимое памяти можно условно разделить на информацию осознанную (доступную произвольному воспоминанию), забытое и вытесненное. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», из громадного количества полученных в жизни знаний человеком усваивается и может использоваться субъектом лишь очень малая толика. Усвоенное накапливается в памяти, какая-то часть его, будучи хронически невостребованной, со временем теряет энергию и уходит под порог восприятия. Сущность самьямы (самадхи) противоречит утверждениям Лема. При перестройке психики информация действительно не поступает извне, она проникает в сознание из «терминалов» бессознательного где, как выразился Атилла Йожеф, «все наше прошлое в нас нагромождено». Начинается восстановление старых следов, устанавливается контакт сознания с памятью внутренней среды.


назад далее