).  В самьяме энергозатраты сознания минимальны, большая часть суммарной энергии делегируется бессознательному, его информационные массивы «пробивают» анамнестический барьер и входят в ментальное пространство. По мере успешного взаимодействия обеих частей психики восприятие оптимизируется, исчезает омраченность, налаживаются отношения с окружающим миром, человек осознает темное начало как составную часть своей природы. В религиях Старого света Сатана нередко считался братом Христа, реальность невозможна без смены оппозиций.

Возможно, что при определенных условиях глубокое сосредоточение активизирует ведущую информационную структуру - «квазикристаллитный центр» эпифиза («Природные минералы и причинная медицина будущего», с. 79), одновременно она же является фрагментом Сети слабых взаимодействий, объединяя на полевом уровне все одновременные человеческие существа.

Древняя метафора показывает Бога как окружность, центр которой везде, а периферия нигде. Неважно, откуда начинать и каким путем двигаться к самореализации, если действия соответствуют природе, мы всегда, везде и отовсюду придем к Единому. Основа материального и духовного одна и та же, потому и в самьяме возникают типовые образы, ощущения и эмоции. Запредельные переживания - суть одно, разнится только описание, трактуемое, как правило, в рамках интеллектуального и культурного багажа личности и ее конфессиональной принадлежности.

Экзюпери говорил: «Человек, будучи не в силах охватить многообразие мира,  усваивает ряд маленьких, однобоких истин, и потом изо всех сил воюет против остальных, с их такими же маленькими однобокими истинами».

Физики постигали законы устройства материи абстрактно-опытным путем, с помощью приборов, мистики и йоги шли опытным путем, используя для этого самих себя.


назад далее