В классической же йоге акцент переносится с обычного и понятного принципа «я делаю все лично, от начала до конца», на «я создаю условия». А уже затем можно ориентировать отлаженную систему на переключение в любой известный и доступный режим (например, практику асан либо самьяму).

Грамотно выполняя йогу субъект «Обретает возможность правильно инициировать желательное развитие событий (той же гибкости в асанах – В.Б.), следовать естественным тенденциям саморазвития процессов. Суть подхода  к управлению заключается в том, что он ориентирован не на внешнее (форму асан и ее сложность – В.Б.), а на внутреннее (состояние сознания в асанах – В.Б.), на нечто имманентное самой среде. Иными словами, он ориентирован не на желания, намерения (представления о том, как надо – В.Б.), проекты экспериментальной, реформаторской, перестроечной и подобной деятельности, а на собственные законы эволюции и самоорганизации  сложных систем. При этом главное – не сила (величина, интенсивность, длительность, всеохватность и т.п.) воздействия, а его согласованность с собственными тенденциями самоструктурирования нелинейной среды» (там же, с. 150).

Если асаны выполнены без молчания ума, то я либо получаю эффект обычной размерности (проработку мышц, увеличение их силы, «горячую» гибкость и т.д.), либо негативный (перегрузку и травмы). Если же практика вызывает ЧВН и сопровождается им, то результат в разы весомее и полезней, система не способна действовать себе в ущерб, что характерно для ограниченного человеческого разума, отравленного желаниями и эмоциями. Гибкость и растяжка, как функция от правильного (в ментальном отношении!) процесса исполнения, со временем возрастают до абсолютного предела, свойственного каждому конкретному организму.


назад далее