Идея пересадки человеческого мозга в тело слона осталась фантастикой именно потому, что центр несовместим с чужеродной периферией (рассказ А.Беляева «Хойти-тойти»). М.Эриксон расстраивал восприятие испытуемых под гипнозом, и выяснил что «…Индукция нарушений в любой выбранной модальности поведения вероятнее всего должна сопровождаться нарушениями в других модальностях» («Стратегия психотерапии», с. 198). Внушенная глухота приводила к расстройствам памяти, зрения и пространственного восприятия, иногда к тошноте, головокружению и локальной анестезии, то есть к нарушениям тактильного восприятия. Вывод Эриксона: «…Индукция гипнотической глухоты у нормального субъекта может привести к появлению других разнообразных нарушений в поведении. Эти дополнительные проявления, должно быть, составляют часть процесса индукции нарушения звукового восприятия или являются выражением дисбаланса психофизиологических функций организма, вызванного таким нарушением» (там же, с. 194).

Фактически то же самое происходило при внушенной слепоте. Отчасти это совпадает с характеристикой состояний при мгновенном изменении «точки сборки» (Кастанеда), но в эриксоновских опытах есть момент, явно противоречащий тольтекскому, а именно: перед изменением восприятия всегда развивалось предварительное оцепенение и полная физическая неподвижность в сочетании с анестезией. Короче говоря, перестройка восприятия несовместима с перемещением тела в пространстве и вовлеченностью в какие-либо параллельные (одновременные) внешние процессы (действия).

Опишем наиболее часто встречающиеся варианты взаимодействия субъекта с Единым.

Первое - самореализация путем Карма-йоги. Гениальные личности, несомненно, имеют доступ к архетипическому, а также обладают способностями для выражения пережитых откровений. Лао-Цзы, Будда, Христос, Магомет и другие создали шедевры духа. Гении, чьи имена не сохранила история, изобрели бронзу, колесо, лук и купольный свод. Вожди, реформаторы и завоеватели используют архетипическую энергию для возбуждения народов.

Второе - Бхакти-йога, контакт с божеством через религиозный экстаз, юный Рамакришна впал в транс, увидев белый журавлиный клин на фоне черной грозовой тучи. К этой группе относятся мистики, которые не привносят в мир новое, но влияют на массы. Отметим, что экстаз бхакти, как и обожение в Иисусовой молитве, это контакт с известной наперед, предписанной Божественной сущностью.

Третий вариант разбирается в данной книге, это Раджа-йога, универсальная и уникальная технология самонастройки.

Четвертое - катастрофы тела и сознания (в том числе «проколы» при неграмотном использовании психотехник). В этом случае, даже возвращаясь к более или менее нормальному состоянию, люди не способны извлечь пользу из пережитого.

Пятое - Джняна-йога, создание произведений мысли с материальным воплощением, либо без оного – это систематизаторы, великие писатели, философы, музыканты, художники и ученые.

Область шестая: «изобретение велосипедов». Сюда входит бесконечное число «терапий», «систем», «доктрин», а также бредовые идеи мелких шизоидных концептуаторов. К сожалению наметившаяся в конце 1980-х годов тенденция позитивного развития йоги в России потерпела крах, это ясно сказал первый и единственный президент Ассоциации йоги СССР:

Президенту Философского общества СССР академику  И.Т. Фролову

«Многоуважаемый  Иван  Тимофеевич!

По инициативе Московского отделения Философского общества СССР, секции «Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека, Минздрава и Госкомспорта СССР 21 октября 1989 года в Москве на первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека» была образована «Ассоциация Йоги СССР» (учредитель - ФО СССР). За период формального существования (организационного становления) обнаружилось, что:

1) создание «Ассоциации Йоги СССР» не имеет под собой жизненных оснований, так как в Советском Союзе нет достаточного количества квалифицированных кадров по йоге;

2) большинство членов созданной Ассоциации имеют искаженные и подчас превратные представления о йоге как об оздоровительной системе;

3) в большинстве Ассоциацию составляют лица, усматривающие в йоге, прежде всего, источник наживы.

Кроме того, известно: специфика йоги такова, что ее преподавание требует не только высокой квалификации, малейшие неточности в методике преподавания могут оказаться роковыми для здоровья человека.

Население проявляет массовый интерес к физической культуре йогов и обращается за помощью, но данная Ассоциация не может в силу изложенных выше причин обеспечить выполнение первой заповеди медицины: «Не навреди».

Я, как ученый-индолог и специалист, член ФО СССР, предлагаю Философскому обществу СССР отказаться от учреждения «Ассоциации йоги СССР» как оказавшейся неспособной к выполнению поставленных перед ней задач.

Вместо этой Ассоциации имеется реальная возможность создания Ассоциации меньшего масштаба, ставящей своей целью, прежде всего, подготовку квалифицированных преподавателей-инструкторов, издание учебных пособий, методических указаний и т.д. Организации: «Союзгипроводхоз», НПО «Контакт», ВЦСПС выразили устное согласие стать учредителями. Учредительное собрание намечено провести в конце февраля сего года».

Профессор В.В.Бродов 5.02.1990

Представление российских энтузиастов о подлинной йоге в значительной степени профанировано как зарубежными (йога Айенгара, Аштанга-виньяса), так и отечественными фальсификаторами («академия йоги» Ар Сантэма, «институт йоги Патанджали» Резниченко и т.п.), а также шизогенным творчеством отдельных представителей братского народа Украины. Усилия таких выдающихся личностей, как Б.Л.Смирнов и В.В.Бродов не сделали погоды на информационном фронте, и я надеюсь, что данная книга хотя бы немного послужит исправлению этой печальной ситуации.

И, наконец, седьмая область, изучение и утилизация процессов бессознательного вне контекста йоги - Фрейд, Адлер, Райх, Фромм и другие. Особняком стоит Карл Густав Юнг, человек уникальный, поиски которого вдохновляли и автора этих строк. Он утверждал спорную, на мой взгляд, мысль: конечная цель психического развития - самодостаточность, такая степень уравновешения, которая минимизирует активность индивида.

Если сопоставить мистический буддизм и христианскую благодать, получается следующее:

 - «Сейчас уже не я живу, а Христос живет во мне» (он есть я) - св. Павел;

 - «Узнаешь, что ты и есть Будда» (я есть он) - «Трактат о медитации Амитабхи» (424 г. н. э.)

В первом случае «стакан наполовину пустой», во втором - наполовину полный, стоит ли ломать копья, тем более, в условиях свободы совести и вероисповедания? Каждый получает свой результат, если подлинный, то он один и тот же. Лживы «учителя», проповедующие свой личный путь, поскольку каждый человек неповторим.

Считается, что самореализация избавляет от страданий - это иллюзия, она их минимизирует и меняет отношение к ним, уводит из пространства фактов в «зазеркалье», создавая особый орган восприятия и коммуникации,  не совпадающий с органами чувств, данными от природы. Обычно человек чувствует в одном мире, но мыслит в другом, этот разрыв непреодолим и порождает страдание, йога - один из наиболее эффективных способов наведения мостов между этими мирами.

Совершенство - понятие абстрактное, каждый вкладывает в него то, что знает, хочет и на что способен. В истории отечественной авиации был летчик-испытатель, который, один из немногих, умер своей смертью, причем - беспрецедентный случай!!! – семнадцать лет летал с одним глазом. Это Сергей Николаевич Анохин. Он во время испытательных полетов неоднократно попадал в критические ситуации, из которых выходил живым и здоровым - не считая глаза. Но самое интересное, что при последующем анализе этих ситуаций уже на земле не находилось даже теоретических возможностей спасения. А человек раз за разом из таких ситуаций выходил. На вопрос: как? – ответить не мог. Это, видимо, пример исключительной коммуникации  той самой базы с телом.

И в завершение очерка о самьяме - три этюда. Первый – прозаический, из книги Л.В.Шапошниковой («Годы и дни Мадраса», с. 334):

« - Значит, вы здесь (в Пондишери - В.Б.) вполне счастливы?

- Да, да! - подтвердил Амбу. - Я чувствую себя счастливым и богатым уже потому, что могу делать других счастливыми, и приносить им радость. Каким образом вы приносите им радость?

- Вы знаете, - сказал Амбу, беря меня доверительно за руку, - гимнастика йоги приносит людям радость. Она делает ваше тело здоровым, подвижным и выносливым. А это всегда радостно сознавать. Человек, занимающийся такой гимнастикой, всегда сохраняет ровное, хорошее настроение, не раздражается, и относится к другим, даже малозначащим людям, как к своим друзьям».

Второй - поэтический:

«Месяц встал над готическим ельником, и поверх цепенеющих вод с мудрецом и голландским отшельником водит истина свой хоровод. Я в лицо загляну ей, но выстою, и тебя попытаюсь спасти, драгоценную хвою смолистую зажимая в горячей горсти».

Третий – философский: «Йога Патанджали формулирует методы достижения более глубоких функциональных уровней. Многие из нас проходят через жизнь с полузакрытыми глазами, с затемненным разумом и тяжелым сердцем, и даже те немногие, которые когда-то имели редкие моменты прозрения и пробуждения, снова быстро впадали в дремотное состояние. Приятно узнать, что древние мыслители призывали нас остаться наедине с самими собой, в молчании осознать возможности души и превратить то вспыхивающие, то угасающие моменты прозрения в равномерный свет, который мог бы осветить долгие годы нашей жизни» («Индийская философия», т. 2, с. 329).


назад далее