В одной из глав шестого урока «A systematic course in the ancient tantric techniques of Yoga and Kriya» ССС утверждает, что способность к визуализации есть у любого, ее только необходимо пробудить и усовершенствовать тренировкой. Однако я знаю множество людей, у которых образное восприятие не «включается» ни при каких условиях.

Хорошие результаты при созерцании с открытыми глазами могут получать люди разных репрезентативных систем, это путь через внешнюю Тратаку. Тем, у кого преобладает кинестезия, необходимо использовать Кайя-стхарьям, Нидру, которая работает через ощущения в теле и т.д. Джапа, мантры, бходжаны и киртаны подходят тем, у кого репрезентативной системой является слух.

Итак, любая медитация развертывания на каком-то этапе переходит в концентрирующую, которая, в свою очередь, не может состояться без рассеивающего начала.

Концентрация внимания - это непрерывная фиксация внешнего либо внутреннего взора (синхронно с прочими органами чувств) на каком-либо объекте. Сфокусированному и остановленному вниманию (взору) сопутствует полная неподвижность, субъект не способен функционировать, передвигаясь в пространстве со взглядом, прикованным к одной точке (если только он не повредился в уме).

Есть два варианта:

1. Поле зрения (восприятия) заполняет монотонный раздражитель: пульсация точечного источника света, равномерное мелькание световых бликов, звуковой ритм.

2. Неподвижный взор фиксирован на неподвижном объекте.

Рассмотрим одну из психотехник Тантры - Тратаку (далее по тексту – Т.). Взгляд в Т. нацелен, как правило, на пламя свечи, хотя в выборе объектов созерцания допускается большое разнообразие. Рекомендуется практиковать Т. в темноте и без сквозняков, чтобы пламя было относительно неподвижным.


назад далее