Начальная фаза называется Бахир-тратака (внешняя). После ее освоения можно переходить к Т. комбинированной. «Тратака» означает «смотреть немигающим взглядом», для чего идеально подходит огонь, архетипический объект и символ, знакомый тысячам поколений.

Итак, тело неподвижно, поза удобная, температура воздуха не отвлекает, резких запахов нет, тишина. Зрение-внимание-сознание без малейшего напряжения фиксируется на пламени свечи. Как только такое напряжение начинает появляться, практику следует закончить, процесс адаптации зрительного анализатора к непрерывному созерцанию должен быть естественным, без насилия. При соблюдении принципа «у-вэй» время комфортного наблюдения за пламенем будет медленно, но неуклонно расти. Во внешней Т. происходит то же самое, что и в описанной выше фокусировке внимания на объекте, с той лишь разницей, что при выполнении данной практики ночью периферическое восприятие блокировано темнотой.

Затем можно постепенно переходить на комбинированное внешне-внутреннее созерцание, а потом и на мысленный образ пламени. Поскольку Т. обеспечивает переход от созерцания реального объекта к умозрительному, она считается мостиком от Хатха к Раджа-йоге.

Обсудим физические аспекты медитации. Что такое ощущение? Органы восприятия - это порты связи с внешним миром, через них субъект получает информацию. Восприятие имеет ограничения - оно всегда избирательно. Ухо улавливает частоты от двадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду, глаз – волну, длиной от трехсот восьмидесяти до шестисот восьмидесяти миллимикрон.

Воспринимаемая картина окружающего – это грубое приближение к реальности, человек располагает лишь частичной информацией о мире и происходящих в нем событиях, хотя этого достаточно для выживания вида


назад далее