быть понята как такая способность, посредством которой интеллект обладает ощущениями так, как если бы контакт с объектом был реальным» («Бессмертие и свобода», с. 131).

Когда в практике асан запускается процесс системной очистки и самонастройки, у тех, кто не видит образов, сброс внутрипсихических деформаций идет через ощущения. Образная (созерцательная) разгрузка психики сопровождается судорожным дыханием, когда же это идет через тело, ощущения, не связанные с формой асан, могут быть очень интенсивными, вплоть до острой боли, сопровождаемой  негативными эмоциями. Все это необходимо переживать с полной безучастностью и спокойствием, памятуя, что такая боль интегрирована в медитативный процесс и является неотъемлемой его частью. ТБ, приведенная выше в описании ЧД, справедлива также для субъектов, не видящих образы и ориентированных исключительно на ощущения. Обеим типам медитативной практики (как с образами, так и без) могут сопутствовать слуховые и кинестезические феномены.

Особенности каждого конкретного человека предопределяют, в каком виде и по каким сенсорным каналам преимущественно пройдет сброс. Мастер должен выбрать для ученика наиболее подходящие и безопасные психотехники, которые не нарушали бы текущую адаптацию.

Что бывает в случае отсутствия подготовки и применения ударных «средств» вслепую, видно из следующего эпизода (1992 год, отчет написан по горячим следам):

«…Хотя прошло уже больше трех лет, я не могу сказать, что я что-то забыла. Да и вряд ли забуду в будущем. Попробую описать это без ненужной эмоциональности. В течение нескольких часов практики «йога-дхара-садханы» (по «системе А.Лаппы, с бандхами и задержками дыхания на вдохе прямо в асанах – В.Б.) я не просто вышла за предел возможного, но удивляюсь, как выдержала темп занятия и величину нагрузки (у дамы была исключительная природная гипермобильность - В


назад далее