От АЮТ (17.07.2001): «ИМХО вся эта «мистическая физиология» - описание ощущений, возникающих при соответствующих процедурах саморегуляции. Например, сконцентрировался на горловой чакре и давай тенора слушать, или там восход солнца смотреть. И проникся весь, и обрыдался светлыми слезами - а «по трезвяни» так бы качественно не проняло. В изящной словесности отражено то же самое «...Щемящее чувство дороги…» или там - «Очко взыграло - Муладхара ответственна за выживание» -  так что это как бы и необъективно (медицински), но сказать, что вовсе не реально - язык не поворачивается. Цигунисты гоняют ощущения, а насколько это «энергия» и что это за энергия - вопрос с научной точки зрения абсолютно подозрительный. Что не столь важно с точки зрения инструментальной, нажал на кнопку - мотор завелся, а там пусть у тебя двойка будет по двигателю внутреннего сгорания. Но эксперименты над собой надо проводить сознательно, а над другими - не надо и вовсе. Облико морале, однако».

От Виктора (16.07.2001): «Уважаемый Урт! Обиды здесь не при чем, тема, затронутая Вами, крайне интересна и горяча. Нади, чакры и прочие «детали» мистической физиологи отнюдь не плод воображения, это реальные атрибуты экстремального психофизиологического режима, потенциально имеющиеся в психосоматике, хотя зело опасные и вызывающие мощнейшую аберрацию сознания. Поймите простую вещь: есть типовые «сценарии» функционирования тела и психики, которые реализуются по всему спектру вероятности или по частоте повторения. От обыденного состояния (когда Вы встаете, убираете постель, чистите зубы, одеваетесь, идете на работу) до крайне редкого, когда приходится напрячь все силы, чтобы отбиться, скажем, от нападения. И, соответственно характеру взаимодействия с окружающим, включаются те или иные физиологические (психофизиологические и нервные) механизмы обеспечения этих (чудовищно разнообразных) действий. Но есть ситуации, незнакомые системе, например, человек попадает под лавину и несколько суток остается под снегом. Вот тогда-то и срабатывают экстренные режимы функционирования, о наличии которых не имеет понятия сам субъект (см. в архиве сайта, статью «Секрет зомби»). Я называю их обеспечением чрезвычайных обстоятельств. При специфическом сосредоточении внимания на собственном теле либо определенных его процессах возможна не типичная реакция системы, срабатывают неизвестные сценарии обеспечения жизнедеятельности. Как только внимание выбивается из процесса - все гаснет (если, конечно, он уже не достиг такой мощности, что из него трудно «выскочить» - потерян контроль). Данный мистический «механизм» потенциален, понимаете? Это один из психофизических аттракторов, на которые можно выйти путем умышленно организуемой физиологической запредельности, скажем, задержки дыхания в асанах. Можно сделать это мягко, через работу с ощущениями, или посредством Таттва-шуддхи. Причем, как только созданы условия, и процесс запустился в какой-либо форме, жесткой или мягкой, «крыша» может съехать. Предрасположенность к самосборке механизма мистической физиологии и его запуску очень разная! Я встречал немало людей, у которых это включалось с первой попытки  (от перегрузок псевдойоги, с ее предельными усилиями, задержками дыхания и т.д., см. гл. «Пранаяма»). Те, у кого подобные вещи случаются спонтанно, как правило, отличаются гиперчувствительностью, либо испытали пограничные состояния. Но именно таким людям это крайне противопоказано, поскольку усугубляет наличную психоэмоциональную неустойчивость.

Цигунисты, гоняя по нервным сетям сигналы, усиленные до безопасного уровня, не переходят порога, после которого развитие внутрисистемных событий подавляет либо парализует сознание и волю, как это имеет место в психотехниках Тантры. Они таковы по своей сути – особенно все, связанное с поднятием Кундалини – провоцирующие потерю системной устойчивости. Вот тогда-то и возникают условия для срабатывания маловероятного в обычном состоянии психосоматики аттрактора (хода развития событий) – возникает и начинает действовать виртуальная структура мистической физиологии. Но есть большая вероятность срыва процесса в разные разрушительные режимы, когда необратимо либо частично распадается личность, а тело остается относительно здоровым.

Возникает вопрос: зачем вообще нужны фокусы с Кундалини? Убедительного ответа услышать мне пока не удалось. Этот феномен, как и «прозрения» христианских подвижников, якобы подтверждает существование Бога и наличия особых переживаний при контакте с ним. Переживания эти объявлены «высшими» и святыми. А главное во всем этом, конечно же, сиддхи, из-за которых загорелся когда-то весь сыр-бор, к обладанию ими стремится бессчетное число глупцов. О многом говорит тот факт, что сиддхи возникают при мощной разбалансировке психосоматики. Например, при МДП (маниакально-депрессивном психозе) на стадии возбуждения больной становится супердетектором, улавливающим немыслимое: он насквозь видит подоплеку поступков, окружающих событий, прошлое и будущее. А в период депрессии превращается в чурбан, тварь бессловесную, это системная цена «сиддх» фазы возбуждения. О том же говорят исследования А.Г.Ли, который отмечал резкое, вплоть до 100%, возрастание прогностических способностей в острой фазе у больных шизофренией. Что характерно, при медикаментозном купировании этой фазы упомянутые способности исчезали. Иногда при неоперабельных опухолях мозга он, в режиме агонии, продуцирует сиддхи совершенно уникальные.

Ну, а поначалу все это, конечно (если не раскачать хорошенько систему), безобидно, - как пишет АЮТ: «И проникся весь и обрыдался…». Все это вполне реально, правда, реальность больно специфическая. И столько всякого развели вокруг этого за сотни лет. К сожалению. Людям всегда нужно что-то эдакое. Продирающее от мозга и до костей, как говорят девочки, чтобы выйти из скуки, деться куда-нибудь…»

Таким образом, «работа с энергиями» это всего лишь игра ощущений, которые можно двигать в теле как угодно. Будучи неоднократно вызваны, они закрепляются в виде условных рефлексов. Это не улучшает здоровье и не дает духовного развития, на какое-то время меняет самочувствие, и только. Но даже безобидная игра ощущениями без нужной квалификации или природных способностей - один из способов причинения себе беспокойства, и порой немалого.


назад далее