Второй, который может быть и автономным, и продолжением первого: я начинаю добавлять в свою жизнь что-то новое и полезное, требующее дополнительных усилий. Это уже сложнее, появляется масса факторов, требующих анализа, учета и контроля, действия ведь могут быть и ошибочны, а результат их - отрицательным. Если в первом случае отказ пассивно напрягает систему, то во втором есть риск перебрать с количеством полезных воздействий, что может оказаться не менее вредным. Порой оба этих подхода (этапа) одновременно совмещаются, что порождает недопустимые энергозатраты, кроме того, идет борьба со стереотипами, а это дело почти безнадежное, ибо, как известно, привычка - страшная сила. Основной недостаток обеих вариантов заключается в том, что здесь стратегию и тактику поведения реализует то же самое Я, которое завело ситуацию в тупик.

Но есть и третья возможность - спонтанная оптимизация жизни и судьбы, следствие сжигания самскар, которое начинается в Хатха-йоге. Именно в режиме В психосоматика получает «зеленую улицу» для очистки и самонастройки, механизмов и сущности которой Я не представляет. Нельзя какими-то прямыми действиями (кроме операции) вылечить язву желудка, можно лишь создать условия, при которых восстановится его слизистая. Именно невмешательство в этот процесс - гарантия его безошибочности и безопасности.

Самосовершенствование может быть реализовано либо в гуще социума, либо в специальных условиях, хотя монастыри и ашрамы мало полезны тем, кто не справляется с обыденностью, нет такого места на земле, куда можно убежать от себя. Об этом в «Балладе Рэдингской тюрьмы» сказал О.Уайльд: «Там режут жесть и шьют мешки, свой ад неся с собой». Стремление бежать от действительности, чем бы оно не мотивировалось - плохой признак.


назад далее