В Бхагавадгите «...Кришна заявляет, что «действующий» может спастись самолично, т.е. избежать своего участия в жизни мира и в то же время продолжать действовать в ней, поскольку нет возможности покинуть обычную жизнь и предаться работе спасения полностью. Единственное условие - отрешиться от плодов своих дел, действовать… бесстрастно, безлично, безмятежно, как если бы ты действовал по доверенности кого-то другого» («Йога. Бессмертие и свобода», с. 215).

В романе «Игра в бисер» Герман Гессе показал общество, где люди заняты исключительно духовным развитием постигая некую абстрактную Игру, главный герой романа уже в юном возрасте становится ее Магистром. Конечно, Касталия это утопическое сообщество, живущее чистой духовностью, и в какой-то момент Магистр начинает понимать, что оно подобна цветку, не знающему чем питаются его корни. Однако, неосведомленность цветка о перегное, на котором он вырос, вовсе не значит, что цветок может без него обойтись!

Отвержение обыденности – не пропуск в духовный прогресс, специальных условий для совершенствования не существует! Именно потому Отцы церкви всегда утверждали, что путь к Богу может начинаться откуда угодно, хотя бы из грязной лужи. Нет на земле такого места и таких действий, которые автоматически приводят к истине, духовная работа случается в человеке лишь косвенно. Душа меняется благодаря труду тела и мысли, но сами изменения эти происходят вне человеческой компетенции и контроля. Нет идеального материала, из которого можно построить себя заново, Экзюпери говорил: «Ты не сдвинешься с места, если не примешь того, что существует вокруг тебя».

«Человек - та же крепость. Вот он ломает стены, мечтая вырваться на свободу, но звезды смотрят на беспомощные руины. Что обрел разрушитель кроме тоски, обитательницы  развалин?


назад далее