начало может опираться на патологию (немалое количество тому примеров привёл Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство»): «С особым пиететом в мартинистской среде говорили о жене Фуямы (мистическое орденское имя Рериха) - Елене. Блестящая светская красавица, она пользовалась известностью и как медиум. Пророчица страдала эпилепсией и в минуты, предшествующие приступам болезни, пока судорога не сжимала горло, она общалась с духами и слышала голоса неземных существ» (там же, с. 23).

Рерихи реализовали, прежде всего, личное мифотворчество, уже потом они выдумали легенду о том, что «Духовные Учителя, или как они сами себя называли - Старшие Братья человечества, и были создателями вместе с Еленой Ивановной Рерих книг «живой этики», или Агни-йоги» (Е.Рерих, «Письма», 1992, т.1, с.11).,

За четверть века до Рерихов Даянанда Сарасвати искал в Гималаях «настоящего йога», который нес бы живую традицию и являл собой полный спектр духовных проявлений. Не найдя ничего, он уничтожил все собранные тексты, посчитав их искаженными (62).

В случае «живой этики» речь не может идти ни о какой духовности, поскольку главный атрибут учения - маниакальный поиск врагов и борьба с ними. Оно напоминает не морально-этический опус, а скорее сборник постановлений ВЧК-ОГПУ-НКВД, пропитанный абсолютным презрением к людям, которых высокомерно поучают и запугивают, как последнее быдло.

К эзотерикам и, прежде всего, к адептам Агни-йоги, можно отнести слова  Юнга: «…Групповой опыт оказывает воздействие на более низких уровнях сознания, чем опыт индивида (коллективное постижение доктрины «вставляет» гораздо сильнее, нежели одиночное - В.Б.). …Когда множество людей собираются вместе, чтобы испытать одну общую эмоцию, суммарная психика, эманируемая группой, лежит ниже уровня психики индивида. Если группа очень велика, коллективная психика приближается к психике животного, вследствие чего этические достоинства людей большой организации подлежат сомнению. Психика любого большого сборища людей неизбежно опускается до уровня психологии толпы. Пребывание в группе является простым и легким путем следования, но групповой опыт не простирается глубже, чем мыслительный уровень индивида в этом состоянии. Изменения внутри вас происходят, но сохраняются ненадолго. Регрессивное отождествление с низменными и наиболее примитивными состояниями сознания неизменно связывается с обретением более высокого смысла жизни» («Синхронистичность», с. 152).

Вся этика рериховского «учения» полностью исчерпана в его названии, любые разговоры о духовности здесь беспредметны.

Известно, что юный Рене Декарт принимал участие в схоластических диспутах, участники одного из них никак не могли обосновать некое богословское положение и, когда пришла его очередь, он с блеском сделал это. Окружающие восхитились. Тогда он тут же доказал обратное, и его снова никто не смог опровергнуть. Он заметил тогда, что в любой момент времени в мире есть все слова, из них можно построить все что угодно и это будет похоже на правду, однако с равной вероятностью может быть и фикцией. Но, если есть основание - учтены законы, показывающие ограничения, заложенные в природе вещей, любую конструкцию из слов уже не создать.

«Слова дразнят друг друга, показывая язык» (Экзюпери). Если человек, говоря о духовности, не имеет личного опыта, владея лишь ограниченным смыслом интеллектуальных фишек, они легко размениваются, как пешки в шахматах, лишенные веса и субстанции. Они звучат так, будто чем-то наполнены, но на самом деле внутри пусты.

Пища, в том числе и духовная, необходима, но когда ее слишком много или она некачественная, подобно Агни-йоге, это гораздо опаснее духовного голода.

Духовность не может принадлежать кому-то и раздаваться, как милостыня. В работе «О духе, душе и теле» Святой исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский Лука Войно-Ясенецкий предположил, что кроме известных форм энергии существует и духовная, наличие которой выделяет человека из биосферы.

Йога - не запатентованный способ «приобретения» духовности, если таковая и проявляется в ее адептах, то видимых причин этому нет. Единственное, что может быть установлено более или менее достоверно, это некоторые причины ее отсутствия. У Стругацких в «Понедельнике...» есть персонаж Саваоф Баалович Один, в незапамятные времена решивший уравнение Совершенства. Теоретически он мог все, практически - ничего, ибо одним из граничных условий уравнения было требование, чтобы чудо и процесс его сотворения не причинили вреда ни одному живому существу.

Подлинный учитель не тот, кто сохраняет других, но тот, кто, помогая другим, сумел сохранить себя. «Чтобы получить все, нужно отдать все», душа и сила - это расходный материал тех, кто транслирует людям йогу. Наиболее трудно здесь, как и в жизни, видеть свои ошибки. Стремясь к совершенству, мы пытаемся подражать великим, не отдавая себе отчета в том, что каким бы достойным восхищения не был чей-то путь развития, повторить его нельзя. Да и не нужно.

«…Главной заботой каждого учителя является не позволить своему ученику сделать что-либо такое, что швырнет его к помрачению разума и истощению. Каждому ученику необходима для страховки умеренность и сила» («Сказки о силе», т. 1 – 4, с. 572). «Постоянной задачей каждого учителя (в данном случае у Кастанеды идет речь о магии, но этот принцип, безусловно, распространяется и на йогу - В.Б.) является делать все, чтобы разум (ученика) чувствовал себя в безопасности» (там же, с. 595).

Один из моих друзей, которому йога помогла выжить, всегда говорит новичкам: - Я советую остерегаться инструкторов йоги, учителей и гуру, которые:

- назначают высокую плату и объявляют о своих сверхспособностях, якобы снизошедших «оттуда»;

- выдают сертификаты на право преподавания после нескольких семинаров;

- предлагают пранаяму и «медитацию» в начальной стадии обучения;

- советуют игнорировать людей, играющих важную роль в вашей жизни помимо йоги;

- убеждены в том, что их путь является единственно верным, и плохо отзываются о других;

- наслаждаются чувством собственной значимости;

- утверждают, что передают тайное знание исключительно для посвященных, и берут клятву хранить его в тайне;

- пытаются сделать вас зависимыми от себя и от своих советов;

- объявляют, что постигли все и вся.

Истинный учитель йоги не видит существенной разницы между собой и другими, потому что знает: рано или поздно кончается жизнь, но не путь.


назад далее