Почему йога?

Противоречивым словом ты как бы вводишь в заблуждение  мое сознанье; скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага.

             Бхагавадгита  

19 октября 1989 года произошло событие, которого энтузиасты йоги в СССР ждали много лет - в одном из конференц-залов высотки МГУ открылась первая Всесоюзная научно-практическая конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека». На ней присутствовали более 600 делегатов от всех союзных республик. Среди множества свадебных генералов президиума прямое отношение к развитию йоги в СССР имели лишь двое: профессор философии Василий Васильевич Бродов и первый секретарь посольства Индия в СССР господин Гангули. Продлилось мероприятие три дня, и было освещено, хотя и скупо, средствами массовой информации.

Среди зарубежных гостей величественным обликом выделялся Б.К.С.Айенгар, прибывший в Москву со своими секретарями и преданными учениками Дхармаверсингхом (Махидой) и Фаеком Бириа.

Советских участников представляли исключительно энтузиасты, поскольку официальный запрет на йогу был снят всего полгода назад. Тем не менее, полным ходом раскручивался неизвестно кем созданный московский НПЦ (научно-производственный центр) нетрадиционных методов оздоровления при ЦНИИМСе Госкомспорта, где йога, специалистов по которой просто не могло быть, волшебным образом оказалась в спектре платных услуг.

Получилось так, что после конференции Айенгар побывал у меня дома. Когда я показал ему мощный фолиант в самодельном алом переплете, объяснив, что это перевод его книги, по которой мы занимались в смутные времена запрета на йогу в СССР, он был так поражен, что попросил подарить ему это для музея института Рамамани Айенгар в Пуне. Те, кто бывал там,


назад далее